Бахвальство и скромность

Слепой гусляр. А. П. Рябушкин. 1887 г.
Слепой гусляр. А. П. Рябушкин. 1887 г.

Элемент хвастовства главного героя обязателен для большей части эпоса. Всем известно выражение «Сам себя не похвалишь — никто не похвалит». Для того чтобы читатель осознавал могущество центрального персонажа, в былинах подробно повествуется о совершенных им или будущих подвигах, возможностях, способностях и талантах героя.

В качестве примера можно привести то, как Рустам — герой знаменитой персидской поэмы «Шахнаме» — сам себя описывает:

Сто тысяч их не больше — им навстречу Ты всадников веди без страха в сечу. Они и одному не страшны мне, Коль я на Рахше с палицей, в броне. Судьба дарит мне испытанье брани, Чтобы Рустама помнили в Туране!

В то же время на хвастливые речи Калина-царя Илья Муромец ничего не отвечает, слыша:

Ай ты, старый казак да Илья Муромец! Молодой щенок да напустил на силу на великую,
Тебе где-то одному побить моя сила великая! 

И конечно же, нельзя не вспомнить тщеславие Тугарина, когда он говорит:

Уж я город-от Киев да во полон возьму, Уж я божьи-ти церкви да все под дым спущу, Уж я русских богатырей повышиблю, Да и князя-та Владимира в полон  возьму, Да княгиню Апраксию с собой возьму.

Естественно, в схватке с Алёшей Поповичем Тугарин проигрывает. 

ХВАСТОВСТВО СО ЗНАКОМ МИНУС

Очевидно, что хвастаются и похваляются в русских былинах отрицательные герои. Этим они показывают свою самонадеянность и в то же время бессилие против славных воинов. В сказании о Дюке Степановиче сразу можно распознать недоброе отношение повествователя к богатырю — уж больно хвастлив молодец. Его гордыня приводит к конфликту, из которого, впрочем, витязь выходит победителем. Но здесь нужно говорить о хвастовстве, а не о бахвальстве. Слова Дюка Степановича имеют под собой твердую основу, что и проверил князь Владимир.

Рустам умерщвляет дракона
Рустам умерщвляет дракона. А. Адили. Иллюстрация к поэме «Шахнаме». 2005 г.

Большинство богатырей из русских былин очень скромны. Даже Ставр Годинович, которого киевский владыка вынуждает похвастать богатством или удалью, перечисляет все свое добро и каждый раз добавляет, что выставлять тут нечего. 

ДОЛГ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Богатырь известен своими подвигами. Слава о них гремит по всей земле Русской. В отличие от иных эпических героев, ему нужно выполнить долг перед Родиной. В уста персонажа вкладываются слова, напрямую касающиеся дела. Так, Илья Муромец отказывает Калину-царю, Алёша Попович высмеивает Тугарина и провоцирует его на бой. Вольга и вовсе молчит, принося своей дружине еду. Он позволяет себе неодобрительно относиться только к тому, что толпа воинов показывает свою несамостоятельность.

Кротость русского богатыря — это еще один шаг в сторону от завязки его действий, основанных на личных мотивах. Можно ли на основе представленных сведений о патриотизме, хороших лидерских качествах и скромности говорить о высоком моральном облике отечественного доброго молодца? облике отечественного доброго молодца?


Поделиться ссылкой