Идолище Поганое

Идолище Поганое. А. В. Красников, А. Н. Жалибо
Идолище Поганое. А. В. Красников, А. Н. Жалибо

Идолище Поганое — чудовищных размеров злой богатырь, предводитель огромной армии, побежденный Ильёй Муромцем. В некоторых вариантах былины называется Одолищем. Именуется также обжорой, проклятым татарином, некрещеным, идолом-скоропитом. Зачастую сравнивается с Тугарином.

Уже в имени злодея можно обнаружить две ключевые идеи, заложенные в его образе. Вопервых, Идолище. Это слово отсылает нас к идолам, символам чужой веры. И действительно, в былине злодея называют татарином, а в своей речи он угрожает божьи церкви все на дым пустить. Во-вторых, Одолище. Тут на память приходит слово «одолевать». Причем понимать его тоже можно двояко: и как того, кого должно одолеть ради спасения народа и веры, и как того, кто пришел одолевать.

ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ

Как выглядит угроза стольному граду Киеву? Прежде всего, Идолище огромно. «Шести сажен в длину, трех сажен в ширину», то есть 13 и 6,5 м соответственно. О росте злодея ничего не говорится. Так можно было бы описать четвероногого зверя. И возможно, в этом заключается еще одна отсылка к язычникам, ведь врагов на Руси частенько презрительно называли собаками.

Глаза у Идолища «как чаши пивные», между ушами у него «сажень с локотью», промеж ноздрей «изляжет калена стрела».

Одну только лошадь его ведут 20 человек. Похваляясь перед Ильёй Муромцем, чудовище заявляет, что хлеба съедает по три печи, мяса — по целому стягу, а пива пьет по три яндовы. (Яндова (или ендова) — посуда для пива, браги и меда. Подобные сосуды имели разные размеры. Скорее всего, в контексте упоминается самая большая яндова — объемом с ведро. — Прим. автора.)В описании Идолища дается представление о его силе, исходящим от него опасности и угрозе. Тем славнее подвиг богатыря, который избавит город от подобного чудища.

БЫЛИННЫЕ ЗЛОДЕЙСТВА

Идолище и его рать являются под стены Киева, но на беду все богатыри разъехались в чисто поле. Поэтому князь-правитель, не чая ниоткуда помощи и не имея возможности своими силами справиться с супостатом, зовет его в свои палаты.

Там Идолище пирует и грозится учинить всяческое злодейство, когда захватит княжество. На удачу, калика перехожий по пути из города встречает Илью Муромца. Богатырь, обменявшись с ним платьем, едет обратно в Киев и там, неузнанный, попадает за стол к князю. Идолище меряет свою силу в способности съесть да выпить столько, сколько никому не по силам. На это Илья скромно отвечает, что сыт бывает тремя калачиками, а питья ему хватает три рюмочки. Илья будто бы невзначай, но с явным намеком рассказывает Идолищу о ненасытной корове, которая жила у его батюшки да лопнула. Не стерпел злодей — кинул в богатыря ножом. Отмахнулся Илья, стянул с головы греческую шапку, стукнул супостата и разрубил его напополам. А затем очистил Киев-град и от «татар поганых».




Поделиться ссылкой