Судьба

Прежде чем перейти к более близкому знакомству с главными персонажами русского фольклорного эпоса, рассмотрим еще один занимательный вопрос. Какова была роль фатализма в жизни богатырей? Периодически богатыри совершают поистине странные поступки. Например, Илья Муромец и Святогор начинают примерять гроб. Зачем? Отчего могучий богатырь, понимая, что не может выбраться, передает своему более молодому спутнику дар, как будто готовясь к скорой смерти? И это в то время, когда герои зарубежных эпосов готовы бороться до конца даже в самых невообразимых и безнадежных ситуациях. Почему Добрыня Никитич прощает своего названого брата Алёшу Поповича? Неужели обладающий богатым опытом воевода не понимает, что столь страшно предавший однажды обманет и еще раз? Зачем Михайло Потык соглашается на ужасающую клятву: живьем лечь в могилу, если его супруга погибнет раньше него?

ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЕШЬ

После побоища Игоря Святославича с половцами
После побоища Игоря Святославича с половцами. В. М. Васнецов. 1880 г.

Во всем этом видится некая склонность героев к фатализму, смешанному с безрассудностью и молодецкой бесшабашностью. Неужели умудренные годами и опытом витязи не понимают последствий собственных поступков? Должно быть, ответ кроется в единственном сходстве, которое мы наблюдаем у русского, европейского и восточного эпосов: героями правит судьба. Им на роду написано сделать то или иное. Герой не может и не должен беспокоиться о своих поступках, сомневаться или терзаться.

ТАК ЗАДУМАНО СВЫШЕ…

Святогор ложится в гроб, потому что ему так предначертано. Это предопределенность, в которую верили наши предки наравне с викингами и германцами. «Звенья твоей цепи уже выковал Великий Отец» — примерно так подобная мысль оформлена в популярном фильме «13-й воин». Идея в целом передана верно. В период создания фактически всех эпосов люди были уверены в том, что их жизнями управляют боги. «На роду напис ано», «От судьбы не уйдешь» — эти и другие поговорки являются наследием подобного мировоззрения.

Скульптура русского воина
Скульптура русского воина. Лианозовский парк, Москва

Другой вопрос: для чего неким богам, о которых в повествовании не говорится, делать судьбу героев такой трагичной? Святогор должен лечь в гроб, чтобы передать силу Илье Муромцу. Последний не стал бы самым грозным богатырем на Руси, если бы не предсмертный дар могучего героя, которого не могла удержать даже Мать Сыра Земля.

Добрыне положено простить хитреца, потому что именно лукавство и изворотливость Поповича впоследствии спасут Русь от злобного Тугарина. Наши предки понимали, что не любого врага можно одолеть только силой — иногда нужна и немалая хитрость.

Михайло Потыку предначертано дать страшную клятву, чтобы читатель узнал о возможном коварстве или, по иной версии, любви, способной преодолеть даже объятия смерти.

Судьба русских героев предопределена свыше. Она является, скорее, следованием роковому пути — трагичному, смешному, героическому, но всякий раз индивидуальному. Вопрос «почему?» становится бессмысленным и бесполезным. Древние былины каждый из нас понимает по-своему, находит в них индивидуальную идею. В этом заключено бессмертие эпического жанра.

В былине о Михайло Потыке можно усмотреть отсылку на миф об Орфее и Эвридике. Как потерявший свою возлюбленную певец спускается за ней в Аид, так и русский богатырь идет в могилу, чтобы одолеть Змея, подобно греческому Церберу охранявшего переход в царство мертвых, и вернуть к жизни супругу. Правда, в отличие от эллинского героя, русскому витязю удалось достичь цели. Может быть, потому что богатыри в принципе не оглядывались.



Поделиться ссылкой