Борьба за права женщин

На первом съезде по защите прав женщин в США, проходившем в Сенека-Фоллз, Нью-Йорк, в июле 1848 года, Элизабет Кэди Стэнтон предложила давно назревшую поправку к американской Декларации независимости. «Мы исходим из той самоочевидной истины, — громогласно заявила она, — что все мужчины и женщины созданы равными».

Элизабет Кэди Стэнтон
Элизабет Кэди Стэнтон

В это время борьба за утверждение принципов равенства в законодательстве и умах во всем мире еще далека от завершения — пройдет еще три четверти века, прежде чем женщины Америки и Британии обретут право голоса.

На протяжении истории человечества периодически звучали призывы к расширению прав женщин, но настоящее женское движение в современном понимании началось лишь в конце XVIII века. В 1789 году на волне Французской революции Национальное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, но отказалось распространить гражданские и политические права и свободы на женщин. В ответ в 1791 году драматург Олимпия де Гуж опубликовала «Декларацию прав женщины и гражданки». А в следующем году в Англии Мэри Уолстонкрафт выпустила книгу «В защиту прав женщины», в которой отстаивалось право девочек на получение лучшего образования, чтобы они могли полностью реализовать свой человеческий потенциал.

Олимпия де Гуж
Олимпия де Гуж

Борьба женщин за избирательные права

В те времена, когда Мэри Уолстонкрафт и Олимпия де Гуж писали свои памфлеты, барышни из среднего класса, да и высшего общества, учились лишь читать, писать, шить, рисовать и петь, а женщин считали своего рода украшением, безделушкой, приложением к наследству, движимым имуществом их отцов и мужей, которым они были обязаны всецело подчиняться. Незамужняя женщина могла владеть собственностью и вести дела самостоятельно, но — к примеру, в Британии — стоило женщине выйти замуж, и ее имущество автоматически переходило супругу. Похожие ограничения действовали и в других странах. Во Франции Кодекс Наполеона 1804 года, служивший образцом для гражданского законодательства других европейских стран, утверждал права мужа и отца за счет прав женщины.

Мэри Уолстонкрафт
Мэри Уолстонкрафт

Вследствие мужского превосходства практически во всех областях жизни женщины не имели доступа ни к получению профессии, ни к высшему образованию, ни к участию в политической деятельности. Необходимо было сделать первый решительный шаг. И его совершила Сьюзен Б. Энтони, давняя коллега Стэнтон по американскому движению за права женщин, когда написала: «Равенство никогда не будет полным, пока женщины не будут участвовать в принятии законов и выборах законодателей». Прежде всего, женщины должны получить право голоса, и в 1869 году Энтони и Стэнтон создали Национальную ассоциацию за избирательные права женщин.

Более всего их приводила в ярость 15-я поправка к Конституции, которая декларировала, что «граждане Соединенных Штатов не могут быть лишены права голоса... по признаку расы, цвета кожи или бывшего состояния рабства». И никаких упоминаний о гендерных различиях. В те менее просвещенные времена одна из сторонниц Энтони и Стэнтон жаловалась, что поправка предоставляет избирательное право «Патрику, Сэмбо, Гансу и Унг Тунгу», но лишает его образованную женщину среднего класса.

«Если женщины обучены зависеть... и подчиняться праведной или неправедной власти, где мы должны остановиться?» Мэри Уолстонкрафт, «В защиту прав женщины», 1792
 Сьюзен Б. Энтони
Сьюзен Б. Энтони

В это же время кампания за избирательные права женщин развернулась и в Великобритании. В 1866 году философ и член парламента от Либеральной партии Джон Стюарт Милль представил в парламент петицию, требовавшую избирательных прав для женщин, а в следующем году была создана Национальная ассоциация, позже замененная Национальным союзом женских суфражистских обществ во главе с Миллисент Фосетт. Эти суфражистки действовали мирно, в отличие от суфражисток Общественно-политического союза женщин, созданного в 1903 году Эммелин Панкхерст, для которой «разбитое оконное стекло — самый весомый аргумент в современной политике». Суфражистки, бросавшие камни в окна, приковывавшие себя к оградам, объявлявшие голодовки в случае ареста, очень многих настроили против себя, но привлекли огромное внимание общества к существующей проблеме.

Первой страной, предоставившей женщинам избирательные права, стала Новая Зеландия в 1893 году. Следом за ней Австралия в 1902-м, Германия и Британия в 1918-м, США в 1920-м. Франция и Италия выжидали до 1945-го, Швейцария — до 1971-го, Оман — до 2003 года. В первых местных выборах в Саудовской Аравии в 2005 году женщины не принимали участия.

К полному равенству

В 1949 году вышла книга французского философа Симоны де Бовуар «Второй пол», в которой она заявила, что «женщиной не рождаются, ею становятся». Иными словами, многое из того, что люди считают «женственностью», является в большей степени культурным явлением, чем биологическим фактом. Работа де Бовуар не вызывала особого интереса вплоть до второй волны феминизма, поднявшейся в 1960-е. Новый всплеск спровоцировала книга Бетти Фридан «Мистика женственности» (1963). В одной струе с радикальным молодежным движением того периода новые феминистки сражались под лозунгами движения за свободу женщин. Они выступали не только за равенство в оплате труда и возможности получения работы, но и за право планирования семьи и деторождения, против мужского насилия, эксплуатации и всех форм дискриминации по гендерному признаку. Некоторые пошли еще дальше, настаивая на тотальном преобразовании всей системы отношений между мужчиной и женщиной. Кое-кто защищал идеи полного разделения мужского и женского миров, в качестве политической демонстрации даже пропагандируя лесбийский образ жизни.

«Ложное разделение человеческой природы на «женское» и «мужское» есть начало неравенства» Глория Стейнем, в «Обсервер», 15 мая 1994 года

Хотя женщины одержали несколько существенных побед, таких как британский закон о равной оплате 1970 года, размер средней заработной платы женщин в западном мире все еще отстает от мужского. И, несмотря на гораздо более значительное представительство женщин в политике, правительствах, советах директоров, большинстве профессий и даже в вооруженных силах, они все еще составляют меньшинство в структурах власти, и влияние их невелико. А за пределами западного мира миллиарды женщин все еще остаются людьми второго сорта и борются за обретение основных человеческих прав.

Женщины и труд во время войны

Женщины из рабочего класса всегда работали в поле и по дому, а с конца XVIII века многие из них пошли трудиться на фабрики. Одинокие женщины из среднего класса работали учительницами, но вплоть до конца XIX века они не имели доступа к высшему образованию и таким профессиям, как медицина. В ходе Первой мировой войны, а потом и Второй, миллионы британских и американских женщин вынуждены были заняться работой, прежде считавшейся исключительно мужской, — в тяжелой промышленности и в армии. Во время Второй мировой войны нацисты отказались от подобной практики, они придерживались мнения, что мир женщины должен быть ограничен «тремя К»: Kinder, Kuche, Kirche («дети, кухня, церковь»). Эта политика сказалась на производительности промышленности, существенно подорвав военный потенциал Германии. Но даже в Британии и Америке женщины по окончании войны уступали свои рабочие места возвращающимся с фронта мужчинам. Послевоенный «бэби-бум» вновь привязал миллионы женщин к домашним и семейным обязанностям. Казалось, все вернулось к status quo — но для множества женщин именно во время войны мелькнула искра надежды на обретение свободы и самостоятельности.




Поделиться ссылкой