Доколониальная Индия

Сегодняшние культуры Египта и Ближнего Востока мало напоминают те, что расцвели здесь в древности. Греческие, римские и арабские завоевания прервали связь с далеким прошлым. В Индии, напротив, нынешнее состояние культуры является продолжением цивилизации, история которой насчитывает более трех с половиной тысячелетий.

Сама история Индии, разумеется, гораздо старше. Земледелие в долине Инда зародилось около 5000 г. до н. э., а примерно в 2600 г. до н. э. уже существовала первая в мире городская цивилизация, концентрировавшаяся вокруг крупных центров Хараппа и Мохенджо-Даро.

Зарождение индийской культуры

После 1700 г. до н. э. города долины Инда приходят в упадок — возможно, из-за нашествия с запада кочевников-ариев, носителей раннего индоевропейского языка (в своей более поздней письменной форме известного как санскрит). Древнейшие тексты на санскрите — гимны, моления, заклинания и описания ритуалов под общим названием «Веды» — датируются примерно 1500 г. до н. э. и своим появлением знаменуют зарождение индуизма. В этой политеистической религии представлен грандиозный, сложный и красочный пантеон богов и богинь, многие из которых являются объектами поклонения в Индии по сей день.

Ранние индуистские королевства, созданные ариями в бассейне Ганга, отличались строгой иерархией, верховный правитель обладал божественным статусом. Его смертные подданные были разделены на определенные замкнутые группы, никак не пересекавшиеся друг с другом: священнослужители (брамины), воины и знать, крестьяне и ремесленники и самый низший слой — невольники. За тысячелетие эти группы, существование которых обусловлено религиозными принципами, становились все более и более закрытыми, образовалась наследственная кастовая система, которая до сих пор играет важную роль в индийском обществе, несмотря на многочисленные попытки реформаторов упразднить ее.

«Его рот стал брахманом (жрецы), его руки сделались кшатрием (воины), то, что бедра его, — это вайшья (ремесленники), из ног родился шудра (слуги)» «Гимн Пуруше» из «Ригведы», ок. 1500 г. до н. э. О создании человека, раннее описание кастовой системы.

Около 500 г. до н. э. в Индии возникло множество новых религиозных сект, среди которых джайнизм и буддизм. Они обходились без многоцветного великолепия индуистских божеств, но разделяли ключевые принципы индуизма — такие как идея цикличности перерождений (самсара), представление о том, что человек страдает от последствий своих действий (карма), концепция «дхармы», понимаемой как «закон», «путь», «долг» или «естество».

Отливы и приливы могущества

Древняя Индия представляла собой мозаику мелких княжеств, но бывали времена, когда один правитель или династия брали верх над остальными. Одним из таких монархов был Чандрагупта Маурья (правил в 321-297 гг. до н. э.), основатель династии Маурьев в государстве Магадха в Западной Бенгалии. Чандрагупта завоевал весь север Индостана, от Афганистана на западе до Ассама на востоке, а на юг его владения простирались до плато Декан. Внук Чандрагупты, Ашока (правил в 272-232 гг. до н. э.), создал на территориях, завоеванных дедом, централизованную империю, управлявшуюся в соответствии с принципами буддизма: Ашока был убежден в особой ответственности государя перед подданными и необходимости праведного поведения.

Чандрагупта Маурья
Чандрагупта Маурья

В дальнейшем империя Маурьев постепенно пришла в упадок, и сравняться с державой Ашоки смогла только другая империя, созданная в IV веке династией Гуптов. Эпоха Гуптов — золотой век науки и искусства, но и эта империя рухнула в середине VI века. На обломках ее уже в начале VII века образовалось буддийское государство под властью Харши. Позже влияние буддизма в Индии ослабевает, но при этом он глубоко укореняется в культурах Юго-Восточной Азии, Тибета, Китая и Японии.

 Эпоха Гуптов
Эпоха Гуптов

 Мусульманская Индия

Впервые в контакт с исламским миром Индия вступила в 711 году, когда арабское войско, вторгшееся из Ирана, оккупировало Синд, область в устье Инда. Следующее вторжение мусульман произошло в XI веке, со стороны Афганистана, — завоевателями командовали вожди тюркского происхождения. Нападения продолжались около сотни лет, но лишь в 1206 году был основан мусульманский Делийский султанат. Это было первое и самое могущественное из мусульманских государств Северной Индии, образовавшихся в течение следующих веков; в ходе этого процесса индийцы принимали ислам. На юге, где правители империи Виджаянагар удерживали власть еще 200 лет, индуизм оставался господствующей религией вплоть до 1565 года.

Завоевателем, который оставил наиболее значительный след, был тюркоафганец Бабур из Кабула, который в 1526 году сверг султана Дели и основал династию, чьи представители сумели завоевать весь субконтинент, за исключением самой южной его оконечности. Это были Великие Моголы — их назвали так, поскольку они утверждали, что происходят от тюрков, монгольских племен Центральной Азии.

Моголы принесли с собой великолепие придворной культуры, испытавшей влияние изысканной персидской поэзии и утонченной живописной миниатюры. Именно им Индия обязана знаменитыми архитектурными памятниками от Красного форта в Дели до Тадж-Махала в Агре. При внуке Бабура Акбаре Великом (правил в 1556-1605 гг.) Индия достигла невиданного политического единства — отчасти благодаря практике привлечения индийской аристократии к участию в управлении империей.

султана Дели в 1526
султана Дели в 1526
Великие Моголы
Великие Моголы

Однако при императоре Аурангзебе (правил в 1658-1707 гг.) религиозная толерантность была забыта, что пагубно сказалось как на политическом климате государства, так и на качестве управления. По всей стране нарастали сепаратистские настроения, усобицы ослабили Индию, сделав ее относительно легкой добычей европейцев, которые, обнаружив морской путь в Азию, использовали громадные богатства континента в собственных целях.

Аурангзебе
Аурангзебе

Золотой век Гуптов

Период правления Гуптов с IV по VI век считается золотым веком в истории Индии. В это время была записана в окончательной редакции «Махабхарата», древний индуистский эпос, а великий поэт Калидаса, которого называют «санскритским Шекспиром», создавал новые эпосы, лирические поэмы и драмы. Одним из величайших архитектурных сооружений эпохи Гуптов является великолепный храм Махабодхи в Бодх-Гае — том месте, где достиг просветления Будда. А загадочная железная колонна в Дели высотой 22 фута (7 м) — без малейших признаков ржавчины — выдающийся образец достижений металлургии.

В области естественных наук астроном Арьябхата доказал — помимо прочего, — что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси; астрономический и математический трактат под названием «Сурья Сиддханта» содержит определение синуса как тригонометрической функции. Но важнейшим достижением стало развитие десятичной системы счисления и использование нуля — позже это новшество заимствовали исламские математики, а уже от них оно стало известно в Европе.




Поделиться ссылкой