Эпоха Цин (1644-1911 гг.)

Эпоха Цин — время существования последней китайской империи, которая вновь была создана некитайским правящим домом — маньчжурами.

Вода, погасившая огонь

В течение XIV—XVII вв. на территории Ляодунского полуострова проживало множество различных народностей, которые в китайских (минских) источниках определяются как «чжурчжэни». В конце XVI в. произошло усиление одной из таких народностей, обитавшей на небольшой территории к востоку от современного города Шэньян (Мукден). В 1616 г. её вождь — Нурхаци (1559—1626) провозгласил национальное государство — Поздняя Цзинь, с которого и начинается история собственно маньчжур (в китайской терминологии — «маньчжоу»). Нурхаци и его сын Абахай (1627—1643 гг.) завоевали все соседние территории. К 1640-м гг. границы Маньчжурии простирались на севере до Амура, на востоке — до Корейского полуострова, а на юге — до рубежей Мин (по линии северо-восточного участка Великой стены). Численность населения возросла до 400—500 тыс. человек. При Абахае главной мишенью маньчжур стал Китай. Маньчжурская конница раз за разом (в 1629, 1632, 1634, 1636 и 1638 гг.) совершала набеги на северо-восточные земли империи. Только за один такой кавалерийский рейд было угнано 260 тыс. человек, 550 тыс. голов рогатого скота и лошадей. Повозки с добычей растянулись на 15 км.

Портрет императора Канси в оригинальном платье. Шёлк
Портрет императора Канси в оригинальном платье. Шёлк

Маньчжурские власти изначально стремились использовать опыт политического устройства китайского государства. Они восприняли большинство его социально-политических элементов, связанных с институтом верховной власти: систему титулов, практику храмовых имён и девизов правления. Уже Нурхаци вступил в идеологическое противостояние с Мин, взяв на вооружение концепцию Небесного мандата. Он доказывал, что Мин утратила право на верховную власть и что Небо, как и во времена Инь (Шан), доверило спасение Поднебесной «малому народу». Нурхаци именовал своё правление «временем принятия Небесного мандата». В продолжение этой идеологической линии Абахай изменил в 1636 г. название маньчжурского государства на Цин («чистое»). Иероглиф «цин» содержит графический элемент «вода». Минский правящий режим верил в свою мистическую связь с Югом и стихией огня. Такое название маньчжурского государства подчёркивало неизбежность его победы над Мин: вода обязательно загасит огонь. В условиях экономического кризиса и нескольких неурожайных лет подобные декларации находили отклик у китайцев. В начале 1640-х гг. на службу к маньчжурам перешёл ряд военачальников и государственных деятелей.

Абахай умер, оставив трон малолетнему сыну. Младший брат Абахая и регент при государе-племяннике — Доргунь решил, что настала пора действовать. Путь маньчжурской коннице, действовавшей совместно с войском минского полководца У Саньгуя, преградила крестьянская армия Ли Цзычэна. 27 мая 1644 г. она потерпела сокрушительное поражение. Вожди повстанцев сочли за лучшее оставить Пекин и отступить к своим прежним базам. В июне маньчжуры подошли к брошенной на произвол судьбы столице. В сентябре состоялась коронация юного маньчжурского государя в качестве китайского императора — Шуньчжи (Ши-цзу; 1644—1661 гг.). «Принцы и князья, высшие гражданские и военные чиновники, а также командный состав войск в один голос просили нас вступить на престол, неоднократно умоляя об этом... Выступления разбойников достигли огромных размеров, ввергнув Китай в пучину бедствий. Вследствие этого мы поручили близким и достойным спасти народ от страданий», — гласил манифест, изданный по случаю его восшествия на трон.

Север признал владычество нового правящего режима почти без сопротивления. На Юге антиманьчжурские выступления продолжались до 1683 г.

Новые хозяева поднебесной

Утверждение маньчжурского режима и его расцвет приходятся на время правления «трёх великих императоров Цин» — Канси (Шэнь-цзу; 1662—1722 гг.), Юнчжэна (Ши-цзун; 1722 — 1735 гг.) и Цянлуна (Гао-цзун; 1736—1795 гг.). При первом из них Цин превратилась в мощную державу. При втором произошло усиление центральной власти и установилось прочное сотрудничество маньчжурских властей с представителями китайской элиты. При третьем маньчжуро-китайская империя достигла зенита своего могущества.

Чиновники, собравшиеся перед императором
Чиновники, собравшиеся перед императором. Чиновник в центре выражает почтение особе императора, совершая коутоу — обряд тройного коленопреклонения и девятикратного челобитья

Создавая новое имперское государство, маньчжуры использовали опыт как китайских правителей, так и монголов. Они тоже заняли место высшего привилегированного сословия, костяк которого составили «восьмизнамённые войска» — восемь основных маньчжурских воинских соединений, отличительным знаком которых служили знамёна определённого цвета. Представители командного состава «восьмизнамённых войск» превратились в аристократию, офицеры и рядовые воины образовали основной корпус данного сословия. Маньчжуры стремились сохранять этническую чистоту и национальные культурные традиции: смешанные браки были запрещены, костюмы строго разделялись на маньчжурский и китайский, судебные органы и тюрьмы также были отдельные, военное дело (совершенствование в стрельбе с лошади и верховой езде) было провозглашено главным и обязательным занятием маньчжур. Все виды интеллектуальной деятельности (образование, литературное творчество) официально признавались второстепенными. К китайскому населению маньчжуры, подобно монголам, относились с презрением и опасением. Они обязали всех китайцев-мужчин в знак их рабской покорности носить косу (элемент внешнего облика маньчжур, резко отличавшийся от китайских обычаев). Для контроля над широкими слоями населения в 1708 г. была официально учреждена система регистрации, очень похожая на паспортную, введён строжайший запрет на хранение оружия частными лицами. Нарушивший запрет карался смертью, его жёны и дети превращались в государственных рабов.

Но подобное отношение к китайцам не помешало маньчжурам сразу же пойти на сотрудничество с представителями местной знати и образованных кругов. Управленческие кадры изначально формировались из маньчжур и китайцев.

Хозяйственно-экономическая политика

Подлинной ахиллесовой пятой маньчжурского режима оставалась хозяйственно-экономическая политика, в первую очередь в аграрном секторе. Новые власти не предприняли никаких попыток преобразования деревни, ограничившись раздачей крестьянам пустошей и заброшенных земель, некоторым снижением налоговых ставок, отменой ряда повинностей. Кроме того, маньчжуры вновь привнесли в китайскую систему хозяйствования элементы феодального и рабовладельческого укладов. Знать получила огромные земельные владения, часть населения оказалась на положении рабов («подлый люд»). Рабовладение укрепилось в Маньчжурии ещё до завоевания Китая. Пленные, захваченные во время походов-рейдов, и жители завоёванных территорий превращались в рабов. Их труд применялся и на домашних работах, и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве. При Цин рабами владели не только государство и знать, но и практически все маньчжуры-чиновники, даже солдаты, имевшие по нескольку таких слуг. Рабским трудом широко пользовались и китайские сановники, и землевладельцы.

Крестьянин и его семейство благодарят за обильный урожай
Крестьянин и его семейство благодарят за обильный урожай

При Цин снова начался процесс обезземеливания крестьян. Он происходил на фоне резкого демографического роста, причины которого до сих пор обсуждаются учёными. За полтора столетия (с 1651 по 1796 г.) население страны выросло с 53,15 до 313,28 млн человек. Цены на зерновые резко поползли вверх, продовольственная проблема набирала остроту, население стремительно нищало. Дополнительным бременем на экономику легли внешние войны.

Внешние войны

Одним из главных побудительных мотивов агрессивной внешней политики Цин было стремление маньчжурских властей положить конец угрозам, исходившим от соседних северных и северо-западных народностей, способных усилиться до завоевания империи (маньчжуры знали это по собственному опыту). С 1680-х по 1750-е гг. Цин вела войны против Халки (государство в Северной Монголии), Джунгарии (государство ойратов) и Кашгарии (восточно-тюркское государство, населённое уйгурами). Они завершились присоединением этих государств к Китаю: так образовались современные Внутренняя Монголия и Синьцзян. Но эти территориальные приобретения не могли решить хозяйственные проблемы страны. Данные местности были мало приспособлены для аграрной деятельности и расселения в них китайцев, не знакомых со скотоводством. Одновременно происходило продвижение империи на юго-запад, завершившееся в 1727—1728 гг. включением в её границы Тибета.

Во второй половине XVIII в. театр военных действий переместился в южно-азиатском направлении. В 1768 г. состоялось два похода против Бирмы (Мьянмы). Оба закончились неудачей, как и попытки Цин установить владычество над Вьетнамом.

Европа и Китай

В XVIII в. отношения Китая с европейскими державами вошли в новую фазу. Европейские торговые компании, в первую очередь Ост-Индская, приступили к импорту китайских товаров, среди которых преобладали текстиль и фарфор. Помимо шёлка вывозились хлопчатобумажные ткани, намного превосходившие по качеству аналогичные европейские. Экспорт лишь этих тканей составлял до 10 млн рулонов в год, и они поставлялись не только в Европу, но и в Америку и Россию. С 1730-х гг. систематически вывозили и фарфор. В 1753 г. пять кораблей (два британских, французский, голландский и датский) доставили в Европу в общей сложности около 1 млн фарфоровых предметов. Доходы от торговли с Европой составили одну из важнейших статей бюджета империи. В Китай регулярно и в значительных количествах ввозили европейские товары: произведения искусства, предметы роскоши и повседневного использования.

Китайцы с восторгом восприняли «европейскую экзотику». При дворе императора Цяньлуна (1736— 1796 гг.) трудилась целая когорта европейских архитекторов, декораторов и художников, которые возводили новые дворцы, разрабатывали интерьеры резиденции и создавали портреты членов августейшего семейства и картины в европейском стиле для украшения дворцовых покоев.

На пороге новой эры

На протяжении второй половины XVII — первой половины XVIII в. в Европе господствовало восприятие Китая как могущественного и процветающего государства с высочайшим уровнем культуры и нравственности.

Д. Кастильоне. Конный портрет императора Цяньлуна в церемониальном облачении. 1739 или 1758 г.
Д. Кастильоне. Конный портрет императора Цяньлуна в церемониальном облачении. 1739 или 1758 г.

Но, по мере того как в Китае обострялись внутренние кризисные тенденции (уже в последние годы правления Цяньлуна по стране прокатилась волна мятежей), а европейцы всё ближе знакомились с жизнью империи, для Европы стало очевидным действительное положение дел. Открывались перспективы колонизации Китая, сулившие неисчерпаемый рынок для сбыта промышленной продукции, гигантские сырьевые и людские ресурсы, возможности финансовых вложений и военные базы для установления господства в Тихоокеанском регионе.

В 1802 г. в Макао высадился английский десант, чтобы овладеть этой колонией. Правительственные войска совместно с португальцами отстояли колонию. В 1816 г. для улаживания конфликта в Китай прибыла дипломатическая миссия, присланная английским королём Георгом IV. Вызывающее поведение её сотрудников (отказ прийти на аудиенцию к императору из-за нежелания исполнять придворный церемониал) ещё больше настроило власти страны против Великобритании. Посольство было отправлено восвояси с ультиматумом королю: больше никогда не направлять в Китай послов и торговых агентов. Сопровождающих его сановников казнили. Но англичане не собирались сдаваться. Особенно болезненно этот инцидент был воспринят Ост-Индской компанией, в экспортных поставках которой в Китай ведущее место занял особый товар — опиум...

Автор: Марина Кравцова




Поделиться ссылкой