Охота иньской знати

О жизни иньской знати известно немного, Но, несомненно, большое значение при дворе придавалось охоте. Об этом свидетельствует частота задаваемых по данному поводу вопросов при гадании: «Завтра в день динхай (третий день третьей декады — недели) вану стоит строить западни на оленей?»; «В день динмао (первый день первой декады) охотиться ли с собаками?» и т. п. Судя по надписям, охотничьими трофеями становились олени, дикие лошади, изюбры, кабаны, лисы, птицы, а также тигры и носороги. О размахе царской охоты и количестве участвовавших в ней людей красноречиво говорят размеры добычи (о чём тоже обязательно сообщается в текстах). Только за один раз могли оказаться убитыми, например, 384 оленя, 100 изюбров, 41 кабан, 71 носорог, 11 тигров. Однако не надо думать, что охота была сугубо развлекательным мероприятием. В древности китайцы, подобно многим другим народам, почитали диких животных священными существами, находящимися в услужении божеств и духов, и воплощениями природных стихий. Потому их ловля и убийство являлись важным доказательством власти царя над окружающим миром и благоволения к нему высших сил. Показательно, что охотились нередко вдали от столицы: так царь утверждал или подтверждал своё верховенство над окраинными владениями. Часть трофеев обязательно приносили в жертву божествам и духам.

Кроме того, для знати охота служила тренировкой в боевых искусствах и приёмах организации военных действий. Наконец, она имела важное хозяйственно-экономическое значение. Для загона животных постоянно применялся поджог лесов — так расчищались места под пашню. Уменьшение числа травоядных животных и птиц способствовало защите от них пашни и урожая. Мясо животных и дичи шло в пищу. Из кости, меха изготовляли регалии, украшения и шили одежду.




Поделиться ссылкой