Основание Рима

Ромул и Рем

Густой туман покрывает раннюю историю Рима. Легенды, легенды, легенды. Само название города — уже легенда про Ромула.

Ромул и Рем (Romulus и Remus) были внуками законного рекса Альба-Лонги, Нумитора. Но их деда сверг младший брат — Амулий. Убить брата он не захотел, но от его детей избавился. Племянник тирана таинственно исчез во время охоты — так никогда и не нашли. А дочь Нумитора, Рею Сильвию, заставили стать жрицей богини Весты — весталкой. Если весталку заставали с мужчиной, ее закапывали живой.

Казалось бы, Амулий может не опасаться появления наследников Нумитора. Но вмешались боги. Сам бог войны Марс явился Рее Сильвии в священной роще. На пятом году своего служения женщина родила двух близнецов.

Возникла очень не простая ситуация. Весталку надо убить страшной смертью...Но ведь ее принудили силой стать весталкой. Она родила двух детей. Но ведь этого хотел сам бог Марс! Наверное, боги не приняли жертвы весталки.

«Ромул, Рем и волчица». Питер Пауль Рубенс, 1616 г.
«Ромул, Рем и волчица». Питер Пауль Рубенс, 1616 г. Рим. Капитолийский музей

В более рациональные времена римский историк Тит Ливий писал: «Весталка сделалась жертвой насилия и родила двойню, отцом же объявила Марса — то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновником которому бог, — меньшее бесчестье».

Амулий поступил половинчато — скорее всего, казнить племянницу он и не мог, даже если хотел. Он только бросил ее в тюрьму, а детей приказал положить в корзинку и пустить корзину по Тибру. По другой версии, он велел утопить обоих детей, но его приказ не выполнили: Тибр разлился, корзину пустили по воде.

Постепенно воды спали, и корзину с детьми прибило к подножию Палатинского холма. На водопой бежала волчица, выкармливавшая детенышей в пещере на склоне холма. По одной версии, она унесла детей в свое логово, под большой смоковницей, и там вскармливала молоком.

Волчице помогали дятел и чибис. Уже много позже детей нашел в лесу царский пастух Фаустул. Они и его жена Акка Ларенция недавно потеряли своего сына и взяли к себе близнецов.

По другой версии, Фаустул нашел близнецов тут же, на берегу Тибра. Волчица только успела их покормить и вылизать языком. В этом случае не очень понятно, где росла смоковница и при чем тут дятел и чибис.

С Аккой Ларенцией тоже все не так просто. Ларенция — в буквальном переводе «мать ларов», то есть богов — хранителей домашнего очага. А ведь Рем и Ромул считались ларами города Рима.

Еще на большие размышления наводит то, что латинское слово lupa «волчица» имеет переносное значение: «блудница», или проще — «потаскуха». «Иные считают, что Ларенция звалась среди пастухов «волчицей», потому что отдавалась любому, — рассказывает Тит Ливий, — Отсюда и рассказ о чудесном спасении».

Впоследствии смоковница была у римлян священным деревом, волк — священным животным, а дятел и чибис — священными птицами. Сложность в том, что эти животные, растения и птицы были священными уже у этрусков и у большинства племен италиков. Так что не легенда сделала их священными, а легенда сложилась именно так благодаря священным существам.

Вот яркий пример того, как древние мифы дополняются современными, входят в жизнь людей других эпох.

В начале IX века от н. э. на склоне холма Палатина в Риме нашли скульптуру волчицы. Великолепная работа изображает волчицу в натуральную величину, высотой порядка 75 см. Никто не сомневался — это и есть статуя знаменитой капитолийской волчицы! Тем более что Цицерон упоминает, как в позолоченную волчицу ударила молния, а у знаменитой скульптуры как раз повреждена лапа.

Скульптуру датировали V веком до н. э., а авторство приписывали этрускам, даже конкретно этрусскому мастеру Веллу. Поколения восхищались мастерством этрусков, верностью натуре, художественной силой скульптуры. Уже в XV веке мастер Антонио дель Поллайоло добавил к скульптуре волчицы скульптурки сосущих ее младенцев Ромула и Рема. Ведь мы знаем, что на Форуме стояла именно такая скульптура — с Ромулом и Ремом! Оставалось только «восстановить» изображение. А в 2006 году исследовательница Анна Мария Карруба впервые обратила внимание на то, что волчица вылита из цельного куска бронзы. Древние римляне, равно как и этруски, такой техники не знали, она появилась гораздо позже. После этого провели радиоизотопный анализ, который показал — волчица не древнее XIII века.

Капитолийская волчица
Капитолийская волчица

Статуя и сегодня стоит в Капитолийском музее Рима. Она этого вполне заслуживает. Но это совсем не та статуя, которая украшала Древний Рим. И не та, которую нашли в IX веке. Есть даже версия, что изваяв Капитолийскую волчицу в XIII веке, просто придумали находку IX века. А может быть, и вся статуя — работы Антонио дель Поллайоло XV века.

Действительно: брошенные дети чудесным образом спасаются. В древности было обычной практикой выбрасывать или пускать по воде в корзине «лишних» детей». Считалось, что спастись брошенный в лесу или пущенный по воде ребенок может только по воле богов.

Спасение — само по себе признак избранничества. А тут брошенных детей кормит молоком священная волчица, они лежат под священной смоковницей, к ним прилетают священные дятел и чибис. Ромул и Рем — явные избранники богов.

По легенде, в доме пастуха Фаустула братья выросли могучими и смелыми. Они выросли, вернулись в Альба-Лонгу и там узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.

Спустя четыре года Нумитор велел внукам найти место для новой колонии Альба-Лонги. Естественно, они направились к семи холмам. Рем хотел заложить город между Палатинским и Капитолийским холмами. Ромул настаивал, что надо заложить город на самом Палатинском холме. Некоторые римские историки передают, что еще братья спорили — кому из них быть царем.

Чтобы решить спор, стали гадать: кто увидит больше летящих птиц, на стороне того и воля богов. Рем увидел двенадцать птиц. Ромул — только одиннадцать. Но когда братья заговорили, Ромул увидел и двенадцатую птицу. Вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул ударил своего брата по голове, и убил. В убийстве он каялся, но Рема не воскресишь. Ромул основал город, которому дал свое имя (Roma), и стал его царем.

«Пастух Фаустул приносит Ромула и Рема своей жене». П. Мингард, 1672 г.
«Пастух Фаустул приносит Ромула и Рема своей жене». П. Мингард, 1672 г.

Датой основания города римляне считали день, когда Ромул плугом провел борозду, означавшую границы города — вокруг Палатинского холма. Произошло это 21 апреля 753 года до н. э.

Другую дату называет Плутарх — он ссылается на работу астролога Тарутия. Якобы Тарутий по просьбе своего друга Варрона попытался вычислить дату рождения Ромула и Рема и основания Рима с помощью астрологических вычислений. По словам Плутарха, Тарутий сказал, что братья были зачаты в день солнечного затмения, 24 июня 772 года, в третьем часу после восхода Солнца и появились на свет 26 марта 771 года до н. э. Рим же был основан 4 октября 754 года до н. э.

Можно ли доверять этим датам, я знаю не больше читателя.

По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.

Римляне же считали исторические даты «от основания Города». Именно так — с большой буквы! Ab Urbe condita. И все понимали, о каком городе идет речь.

Древний Рим. Современная реконструкция
Древний Рим. Современная реконструкция

Рим — удобно расположенный город

Рим основан на левом берегу реки Тибр, в 25 км от Тирренского моря, и почти на таком же расстоянии от горного кряжа Апеннин. Он лежит в самом сердце Лациума, в долине, медленно спускающейся от Апеннин к морю. Он — центр плодородной земледельческой округи и лежит на перекрестках торговых путей.

Циркус-Максимус
Циркус-Максимус в наши дни. Именно здесь проводились Консуалии

Семь холмов — прекрасное естественное укрепление. Очень быстро был заселен Палатинский холл. Следом за ним — Капитолий и Квиринал. Новые поселенцы селились на возвышенностях — холмах Целии, Авентине, Эсквилине и Виминале.

Наверное, «город на семи холмах» в любом случае процветал бы. Наверное, он в любом случае стал бы столицей Лациума вместо Альба-Лонги. Но если бы Рим оставался только столицей племени латинов, он никогда не стал бы столицей тогдашнего мира. А он стал.

Рим — город нового типа

Ромул правил с 753 (или 754) г. до н. э. по 716 год до н. э. Проведя символическую черту вокруг Палатина, Ромул получил не город, а пустое пространство, в котором предстояло еще построить город. Если с ним и пришли люди — явно очень немного.

И вот тут Ромул начинает создавать город, совершенно отличающийся от любого другого. До него италики создавали колонии — но это были города отдельных племен. Племя расселялось на новые территории, и только.

А Ромул строит не племенной город. Он создает общину не соплеменников, а граждан. Он объявляет, что гражданство, права и свободы получит всякий, кто поселится в городе: такие же, как первые поселенцы. Он даже отвел для новых поселенцев Капитолийский холм.

В город потянулись беглые рабы, изгнанники, бродяги, свободолюбцы, не желавшие жить в своем племени, искатели приключений, даже иноплеменники.

Когда переселяется часть племени, или город основывает колонию, число парней и девушек примерно одинаково. Нехватка женщин появляется, когда на новые земли ссылают преступников или зовут авантюристов. На таких новых землях население растет быстро, но не равномерно — за счет мужчин. Так было во всех колониях стран Европы XVII-XIX веков. В России мужское население преобладало на новоосвоенных землях.

Так и в Риме — благодаря политике Ромула сразу же сказалась нехватка женщин.

«Похищение сабинянок». Никола Пуссен, 1659 г.
«Похищение сабинянок». Никола Пуссен, 1659 г.

А родниться с римлянами соседи не хотели. В спокойной племенной жизни считается само собой разумеющимся, что человек должен быть членом рода и племени. Граждан Рима соседи называли толпой бродяг.

Тогда Ромул придумал «военную хитрость»: устроил праздник в честь бога земли и посевов — Консуса, или Конса. Якобы Ромул нашел в земле алтарь, посвященный богу Консу, и созвал на праздник всех соседей.

Что Ромул нашел или придумал, будто нашел алтарь, — поверить можно. Но вообще-то праздник сбора урожая — Консуалии (Consualia) — очень древний и общеиталийский. После жатвы лошади и мулы не использовались в работах, их украшали гирляндами цветов. Консуалии открывались 21 августа, скачками и гонками на колесницах.

В римское время Консуалии открывались ежегодно в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвященного Консусу. Консуалии праздновали, обмениваясь дарами и пожеланиями и произнося фразу: «Хороших консуальных праздников!» «Bonas ferias consuales!».

В правление императора Августа праздники переименовали в августалии. Изменилась так же и эта фраза. Она превратилась в короткое «Buon Ferragosto!» — «Хороших праздников!»

В христианской Италии до сих пор отмечают Феррагосто (Ferragosto) — 15 августа, на день Успения Богородицы.

Праздник, в обрядах которого слилось христианское и языческое, завершает сезон больших летних работ.

Очевидно, что не Ромул придумал Консуалии. Возможно, и обряд открытия в земле алтаря — тоже древний символ, который только позже привязали к Ромулу. Но может быть, Ромул объявил, что нашел настоящий алтарь Консуса? Во всяком случае, на Консуалии съехались соседи римлян, в том числе сабиняне. Когда зрители увлеклись конными состязаниями, подали условный знак, и римляне с мечами бросились на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин, кто сколько мог. Позже античные историки утверждали, что именно с этого времени ритуал похищения невесты стал в Риме частью свадебного обряда. Это явно не так, потому что ритуал похищения невесты есть у всех арийских народов, в том числе у славян. Был он и у всех племен италиков — явно независимо от Рима.

Похищение сабинянок помогло решить «проблему невест». Сам Ромул взял в жены сабинянку Герсилию. Но против римлян, как гнезда разбойников, поднялись все соседние народы. Римлянам удалось захватить три сабинянских города — Ценин, Крустумерн и Антемн. Жителей городов они увели в Рим, а их имущество разграбили и поделили между собой. Это был первый случай, когда римляне взяли «добычу, отнятую у полководца», — spolia opima.

«Похищение сабинянок». Статуя Джамболонья, 1583 г. Лоджия Ланци, Флоренция
«Похищение сабинянок». Статуя Джамболонья, 1583 г. Лоджия Ланци, Флоренция

По преданию, доблесть римлян привлекла новых поселенцев — этрусков. Они стали заселять Эсквилинский холм. Но сабиняне во главе со своим общим рексом Тацием пошли в поход на Рим. Бой шел уже возле самых стен города, но в разгар битвы на поле выбежали те, из-за кого разгорелось побоище: пленные сабинянки. Многие из них несли с собой детей.

— Не лишайте нас мужей! — кричали они. — Не лишайте нас отцов и братьев! Не лишайте родственников этих детей!

Сабиняне и римляне просто вынуждены были заключить мир. Цари Ромул и Таций даже правили вместе целых шесть лет. Но после того как Тация убили в городе Лавинии, Ромул по-прежнему правил один. К тому же римляне не расселялись из своего города, а сабиняне заселили Капитолийский и Квиринальский холмы.

Устройство государства Рима

По преданию, Ромул разделил первоначальное население Рима на три трибы: Ramnes (римлян), Tities (тициев, то есть сабинян) и Luceres (луцеров, то есть этрусков).

Каждая триба делилась на 10 курий. Все 30 курий назывались по именам сабинянских женщин. Триба избирала главу — трибуна. Курия избирала главу — куриала.

Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Всю землю Рима Ромул разделил на 30 равных клеров-участков. Каждая курия тянула жребий, и получила свой клер. Но трибы были неравны. Римляне были воины — milites. Сабиняне и этруски были квириты (Quirites) — невооруженные граждане. Квириты официально назывались Populus Romanus Quirites — народ римский квиритов. Многие ученые считают, что название «квириты» соотносится с сабинским словом quins (квирис) — «копье», с названием холма Квиринал, где было поселение сабинян, и с именем бога сабинян Квирина.

Квириты не воевали, но они не получали ничего из награбленной добычи, и не могли переселяться на новые земли.

Патриции и плебеи

Традиция говорит, что Ромул выделил лучших — то есть «знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети», и отделил их от людей «безвестных, бедных и неудачливых».

Первых он назвал патрициями — от слова pater — «отец». «Отцы народа». Вторых — плебеями. Слово plebei происходит от plebs — «простой народ», простолюдины. Плебеи должны были воевать, они входили в milites. Но они не имели политических прав и права на общинную землю. Позднейшие историки считают, что Ромул отделял не «хороших» от «плохих», а потомков первопоселенцев от потомков тех, кто пришел позже.

«Отцы народа» должны были становиться жрецами, управлять и судить, заниматься государственными делами. Плебеям было назначено заниматься земледелием, скотоводством и ремеслами.

Патриции и плебеи
Патриции и плебеи

Каждому патрицию Ромул дал право выбирать, кому из плебеев он хочет оказывать покровительство. Каждый патрон обязывался защищать своих клиентов в случае судебных разбирательств, выкупать их и членов их семей, попавших в долговое рабство или попавших в плен, должен был поддерживать хотя бы минимальный уровень жизни семьи клиента.

Клиенты сопровождали своего патрона на форум, поддерживали его на выборах, оказывали услуги в соответствии со своим родом занятий. Хороший клиент-крестьянин не допускал, чтобы у патрона переводились свежие овощи, клиент-сапожник поставлял обувь если и не даром, то за символическую плату. На войну клиенты шли под командованием патрона.

Само слово «клиент» очень древнее. В древности любой человек, не входивший в общину, не имел никаких человеческих прав. Даже латинянина, но из другой общины, можно было убить, ограбить, избить, сделать рабом. Любой иноплеменник считался потенциальным рабом. Разумеется, если бы всякого пришельца тут же убивали и грабили, невозможна стала бы любая торговля. Поэтому члены общины объявляли своим гостем полезного иноплеменника. С этого момента хозяин отвечал за поведение гостя и защищал его. Обида, нанесенная гостю, считалась обидой для хозяина, члена общины. Все свои дела гость вел через хозяина. Такой гость-иноплеменник и назывался клиентом.

Такие отношение гостя и хозяина были у многих народов, еще не научившихся считать людьми представителей других языков и культур. В славянском языке слово «гость» тоже первоначально означало иноплеменного купца. Культ гостя на Кавказе сохранился до XX века, потому что там жило больше 100 народов, постоянно враждовавших друг с другом. Наверное, и в Италии до римлян гостя-клиента сажали на почетное место, развлекали и вкусно кормили, исполняли любую его просьбу, дарили дорогие подарки. Наверное, в эпоху разобщенных общин — цивитас — гостя защищали с оружием в руках, даже ценой собственной жизни, считали величайшим бесчестием обиду для гостя. Чем дольше, тем больше цивилизация делала дороги безопасными, а потому и такие преувеличенные традиции гостеприимства — не нужными.

Получается, римляне с самого начала, со времени легендарного основания Рима, умели включать другие народы в свою политическую систему. В Риме были три трибы разноплеменников. Новых поселенцев из числа латинян считали не чужаками, а неравноправными, но «своими».

Заседание римского Сената
Заседание римского Сената

Ромулу приписывается и создание сената. Слово senatus происходит от senex — старик, старейшина. Совет старейшин — как совет архонтов в Древних Афинах. Сенаторами становились только патриции.

Все три трибы должны были выбрать по три человека в сенаторы. А потом эти девять человек выбрали по три человека от каждой из 30 курий. К этим 99 сенаторам Ромул добавил первого из них и главного — принцепса (princeps senatus). Принцепс должен был править вместо Ромула, если Ромул уходил на войну с армией.

Римляне считали, что Ромул установил и должность ликторов. Это явно не так, потому что римские историки упоминают — у этрусских царей было по 12 ликторов — каждый город из 12, выбиравших этрусских царей, давал царю по ликтору. Ликторы представляли царя в своем городе и следили за исполнением царских приказов. В Риме ликторы появились после Ромула, в эпоху правления царей — этрусков по происхождению.

Тем не менее, Тит Ливий писал: «Воздав должное богам, Ромул созвал толпу на собрание и дал ей законы: ничем, кроме законов, он не мог сплотить ее в единый народ. Понимая, что для неотесанного люда законы его будут святы лишь тогда, когда сам он внешними знаками власти внушит почтенье к себе, Ромул стал и во всем прочем держаться более важно и, главное, завел двенадцать ликторов». Приписывая введение ликторов Ромулу, римляне подчеркивали, что ликторы — это священный обычай, возникший вместе с Городом, введенный его легендарным первым царем.

Курульное кресло. Реконструкция XVIII века
Курульное кресло. Реконструкция XVIII века

Ромулу приписывают введение особого кресла — курульного кресла (Sella curulis): кресло без спинки и с X-образными ножками. Считалось, что на курульном кресле первоначально сидел царь, оно было символом власти.

Таким же символом власти была тога с красной полосой внизу — «окаймленная тога». Слово тога (toga) происходит от tego — «покрываю» или «покрывало». Это был кусок белой шерстяной ткани в форме обрезанного с одной стороны эллипса, который надо было красиво драпировать вокруг тела, располагая на груди складки материи. При этом правое плечо и правая часть груди должны были оставаться открытыми.

Одеть тогу по всем правилам было невозможно без посторонней помощи.

В древнейшие времена тоги носили все — и мужчины, и женщины, и дети. В тоге ходили днем, ночью в ней или на ней спали. Наверное, тогда правила ношения тоги были не такие строгие.

Ромулу приписывается установление, что неграждане не имеют права носить тоги, а у сенаторов тоги должны быть с пурпурно-красной полосой по низу.

Со времен Ромула применяется и казнь путем сбрасывания с Тарпейской скалы: отвесной скалы с западной стороны Капитолийского холма. Если верить легенде, название скалы происходит от имени Луция Тарпея: его сбросили со скалы за выступление против царя Ромула.

«Ромул – победитель Акрона несет его доспехи в храм Зевса». Энгр Жан Огюст Доминик. 1812 г.
«Ромул – победитель Акрона несет его доспехи в храм Зевса». Энгр Жан Огюст Доминик. 1812 г. Париж. Школа изящных искусств

Есть и другая легенда: Тарпеей звали дочь начальника Капитолия Спурия Тарпея, весталку, которая во время войны с сабинянами показала врагам тайный проход в крепость.

С Тарпейской скалы сбрасывали осужденных на смерть преступников: убийц, клятвопреступников, предателей, кровосмесителей, педофилов, а также рабов, убежавших от хозяина.

Последний раз с Тарпейской скалы сбросили преступника уже в 43 году от н. э., при императоре Клавдии. С тех пор такие казни были запрещены. Скала не сохранилась: во время очередных перестроек Рима утес срыли.

Вид на Тарпейскую скалу. Реконструкция XIX века
Вид на Тарпейскую скалу. Реконструкция XIX века

Тайна смерти Ромула

По римской мифологии, Ромул происходил от богов и умер как бог. Пятого июля 717 года до н. э., во время Капратинских нот, Ромул приносил жертву богам на Козьем болоте за Римом. Присутствовали почти все граждане Рима. Внезапно поднялся страшный вихрь, на землю спустилась черная туча. Народ в страхе пустился бежать, а Ромул бесследно исчез. Его никогда не нашли ни живым, ни мертвым.

Возраст Ромула и Рема рассчитан только примерно, но в любом случае Ромулу в этот год не исполнилось и 60 лет.

В народе сразу же появились самые сильные подозрения: говорили, что патриции давно тяготились царской властью и хотели взять власть в свои собственные руки. Они и убили Ромула, потому что царь правил все суровее и деспотичнее. Патриции, естественно, отрицали такие версии. Некий Прокул, которого легенда называет «человеком, который пользовался уважением», клялся на алтаре Марса, что своими глазами видел: Ромул в развевающихся одеждах возносился на небо и кричал оттуда, что его надо теперь называть Квирином. Сабинский бог Квирин считался мирным воплощением Марса, и Ромула причислили к богам, говоря: «Не умер, а удостоился лучшей доли».

Поздние римские авторы очень сомневались в чудесном вознесении Ромула и сильно подозревали патрициат в тайном убийстве. Христианские авторы провели множество аналогий между легендами и Ромуле и Реме и героями Ветхого Завета. Не только Ромула и Рема, но и Моисея пустили на волю вод Нила. Легенды гласят, что и основатель первой империи на Переднем Востоке, царь Аккада и Шумера (правил приблизительно в 2316-2261 годах до н. э.) Саргон Древний был таким найденышем.

Via di Monte Tarpeo
В современном Риме Via di Monte Tarpeo ведет от Капитолия к форуму, скала не сохранилась

Священные животные частенько воспитывали мифологических найденышей. Даже и верховного бога Зевса выкормила своим молоком коза Амальтея. О близнецах рассказывают легенды — про Кастора и Поллукса, Амфиона и Зефа. Аврелий Августин, Блаженный Августин ранних христиан, подчеркивал, что Ромул — такой же братоубийца, как Каин. Причем и в Библии Каин сразу после убийства брата строит город: «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».

Память о Ромуле и Реме пережила Рим на тысячелетия. В 1908 году Николай Гумилев посвятил им стихотворение «Основатели»:

Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.
Ромул сказал: «Здесь будет город».
«Город, как солнце», — ответил Рем.
Ромул сказал: «Волей созвездий
Мы обрели наш древний почет».
Рем отвечал: «Что было прежде,
Надо забыть, глянем вперед».
«Здесь будет цирк, — промолвил Ромул, —
Здесь будет дом наш, открытый всем».
«Но надо поставить ближе к дому
Могильные склепы», — ответил Рем.

Автор: Буровский А.М.




Поделиться ссылкой