Живопись Древнего Рима

Под влиянием греков римляне полюбили фрески и мозаику, которыми часто украшали дворцы, виллы и домусы. Возможно, авторами этих произведений были греки и выходцы из других стран Средиземноморья, но они, безусловно, отвечали вкусам и представлению о прекрасном самих римлян.

«Гермафродит и Силен»
«Гермафродит и Силен»

Совершенно самостоятельным жанром римского искусства являлся скульптурный портрет. Своим появлением он обязан культу предков, который требовал изображения умершего со всей возможной точностью. Первоначально для этого снимали посмертные гипсовые маски, затем стали приглашать для создания портрета мастера.

Своих родных и героев римляне любили и уважали такими, какими они были, – без приукрашивания и идеализации. Морщины, лысины, одутловатость или избыточная худоба не мешали им восхищаться заслугами выдающихся политиков и воинов. Поэтому мы видим римлян на портретах такими, какими они были в действительности. Исключением были портреты Октавиана Августа: в них чувствуется греческое влияние и стремление уподобить принцепса вечно юному божеству.

Реалистичностью и точностью передачи характера отличались и статуи полководцев и императоров, которые водружали на форумах в ознаменование их заслуг. До наших дней сохранилась только статуя Марка Аврелия: христиане по ошибке приняли ее за изображение императора Константина Великого. В отличие от греков римляне никогда не раскрашивали скульптуры, а выразительность взгляду придавали, пробуравливая зрачок.

«Свадьба Альдобрандини» (фрагмент)
«Свадьба Альдобрандини» (фрагмент)

Превосходных результатов римляне достигли в жанре рельефа. Его высшим образцом считаются рельефы колонны Траяна, посвященные событиям победоносной войны с даками. Французский писатель Стендаль назвал их лучшим автопортретом, который оставили человечеству римляне.

Римская наука и искусство, вобрав в себя достижения древних греков и создав собственные великие произведения, стала основой для всей дальнейшей европейской культуры.




Поделиться ссылкой