Инени

Восемнадцатая фараонская династия, в которую входили такие великие и знаменитые египетские властители, как Аменхотеп I, Тутмос I, женщина-фараон Хатшепсут и другие, приобрела в лице архитектора-аристократа Инени настоящего «певца» и восхвалителя их необыкновенных достоинств, доблестей и добродетелей, которые были отражены им в его грандиозных творениях. Кроме того, Инени стал не только для XVIII, но и последующей династии — Рамессидов — своеобразным «законодателем» похоронной моды, дав начало строительству в Фивах знаменитого царского некрополя — Долины царей.

Инени
Инени был своеобразным «законодателем» похоронной моды

Первым фараоном, который обратил внимание на талант молодого зодчего, был знаменитый Тутмос I, доверивший Инени в конце 16 в. до н.э. сооружение большого храма в Карнаке, являющегося «ядром» всего огромного карнакского храмового комплекса, посвященного наиболее почитаемому в Египте богу солнца Амону.

Проникшись теплом, могуществом и блеском этого верховного божества, Инени решил построить соответствующее его величию и мощи сооружение, которое впоследствии было названо образцом храмового строения эпохи Нового царства. Высокие, ярко блестевшие на солнце обелиски, огромные статуи фараона, стройные пилоны, — все это создавало ощущение гармонии, строгости и удивительной четкости всей прекрасной постройки. Несмотря на то, что в более позднее время начатый талантливым Инени знаменитый храм Амона многократно изменялся (в его конструкцию добавлялись различные архитектурные фрагменты), он в течение долгого времени оставался непревзойденным эталоном.

Почти все храмы, строившиеся после Инени, четко соответствовали заданному им образцу. Они представляли собой прямоугольное строение, «смотрящее» на Нил, с которым его соединяла «охраняемая» величественными сфинксами дорога. Главные элементы храма — пилон (две башни, разъединенные проходом), два обелиска (столба, покрытые золоченой медью), статуи, изображающие царя, большой открытый двор и собственно храм, который включал в себя колонные залы с высоким средним проходом, молельни, кладовые, библиотеки и прочие подсобные помещения.

Инени вошел в историю древнеегипетской архитектуры так же, как архитектор, произведший настоящую «революцию» в деле строительства погребальных царских комплексов. Небезызвестный фараон Тутмос I, желая оградить место своего вечного сна от нашествия нежеланных «гостей» — грабителей и мародеров, попросил своего придворного архитектора Инени придумать для этого что-нибудь новое и необычное. Великий зодчий, не мудрствуя лукаво, поступил очень хитро: он решил «запрятать» царственную мумию настолько глубоко, что найти ее не представится возможным не только злым, но даже и добрым людям. Что же касается заупокойных храмов, то их Инени придумал разместить в отдалении от собственно царской усыпальницы — в долине.

До того, как Тутмос I внезапно решил изменить погребальные традиции Древнего Египта, для упокоения фараонов использовались пирамиды, в которых заупокойные храмы были объединены с собственно погребальными камерами. Возвышающиеся у всех на виду последние пристанища, даже несмотря на многочисленные хитрые лабиринты, в которых грабители могли просто-напросто заблудиться, были прекрасной приманкой для расхитителей. Приняв решение «спрятать» гробницу в недоступном месте, Инени посчитал, что это спасет ее от разорения.

Знаменитый зодчий в строжайшей тайне от всех (даже несчастные строители усыпальницы после окончания своей работы были уничтожены) вырубил для Тутмоса I гробницу в скалах, возвышающихся в весьма труднодоступном месте — голом, открытом горячему солнцу ущелье, которое впоследствии получило название Долина царей. Выдолбив в твердой скале глубокий (до 300 м) «колодец», зодчий устроил внизу погребальную камеру, в которую впоследствии будет помещен саркофаг с мумией фараона. Также он позаботился и о спуске в глубину этого печального помещения, вырубив в той же скале лестницу с крутыми ступенями.

Все предпринятые Инени ухищрения и уловки, тем не менее, не смогли спасти не только Тутмоса I, но и практически всех других фараонов, пожелавших найти последний приют в Долине мертвых (за исключением юного Тутанхамона): все их гробницы были жестоко разворованы, причем украдены были не только драгоценные предметы, но и сами мумии фараонов.

Последнее, что известно о великом архитекторе, это его близость к царице Хатшепсут, восхождению на престол которой (в 1489 г. до н.э.) он горячо и активно способствовал.




Поделиться ссылкой