Что такое Стоунхендж?

Невозможно себе сегодня представить, насколько много на самом деле знали наши далекие предки. Свое понимание законов природы и философское осмысление окружающего мира они передали нам в мифах, легендах, притчах, сказках и, конечно же, в сохранившихся шедеврах искусства, в том числе и зодчества. Так, свет человеческого разума, пробившийся сквозь пять тысячелетий, дошел до нас в грандиозных руинах — безмолвных свидетелях былого величия ушедших культур.

Четыре тысячи лет назад в Великобритании обитала развитая общность людей, находящаяся на уровне эпохи неолита — новокаменного века. Пользуясь примитивными орудиями из камня и кости (медь уже использовали, но только как украшение), они едва могли обеспечивать свое существование. Однако древние люди каким-то непостижимым образом все-таки сумели создать каменоломни в Кембрийских горах, чтобы добывать там огромные глыбы весом до 30 тонн. Мало того, их перемещали на расстояние в несколько сотен километров и расставляли по окружностям с максимальной точностью. Получившееся сооружение назвали Стоунхенджем, что в переводе с английского означает «Висящие камни».

Давайте познакомимся с этой удивительной постройкой гениальных древних архитекторов и попытаемся разгадать главную загадку Стоунхенджа.

Как выглядит Стоунхендж

Стоунхендж
Комплекс Стоунхенджа завораживает и манит

Стоунхендж — каменное мегалитическое сооружение в 130 км к юго-западу от Лондона. Вокруг него возведен земляной вал диаметром 107 м с наружным рвом. Комплекс в разные периоды перестраивался трижды, каждый раз изменяя планировку.

Сегодня Стоунхендж выглядит так: 30 долеритовых камней (разновидность песчаника) зеленовато-голубоватого оттенка образуют круг диаметром 33 м. Размеры этих камней следующие: 4,1 м в высоту и 2,1 м в ширину, весят они до 30 тонн. Сверху на них уложены камни-перемычки длиной около 3,2 м, шириной 1 м и толщиной 0,8 м таким образом, что вершины их находятся на 4,9 м над землей. Камни крепились при помощи системы «паз и шип». Дуга внешнего кольца из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный семиметровый Пяточный камень, который сегодня бесследно исчез.

Камни из прошлого

Вот уже более тысячи лет люди из разных эпох ломали голову, кто же все-таки построил Стоунхендж.

Один из вариантов реконструкции Стоунхенджа (1845 г.)
Один из вариантов реконструкции Стоунхенджа (1845 г.)

Так, в Средние века считалось, что Стоунхендж воздвиг король кельтского племени бриттов в память о сражении с саксами. По преданию, его построил за одну ночь главный чародей бриттов Мерлин. Подъемом и транспортировкой голубых камней, называвшихся тогда камнями «пляски», руководил легендарный жрец-волшебник Мерлин. Он соорудил простые устройства, с их помощью уложил камни легко и быстро, чем немало удивил всех.

Считается, что Мерлин захоронен на северо-западном побережье полуострова Корнуолл у некогда величественного храма, который соединялся подземным тоннелем со Стоунхенджем.

Миф о кельтском происхождении Стоунхенджа продержался на удивление долго. Первая попытка развенчать его связана с именем короля Англии Якова I (1566–1625) и архитектора Иниго Джонса. Посетивший Стоунхендж король был поражен величием развалин и приказал архитектору нарисовать план сооружения и выяснить, как именно и кем оно было создано. Джонс тщательно обследовал Стоунхендж и пришел к выводу, что друиды (так называли вообще древнее кельтское население) воздвигнуть столь грандиозное сооружение были не в состоянии. По его предположению, Стоунхендж построили древние римляне. Данное утверждение было вполне логично: Джонс узнал работу одного древнего мастера. Предположить, что задолго до римлян на Английских островах могли рабoтать другие древние мастера, не было тогда никаких оснований.

Изображение Стоунхенджа из Атласа XVII в.
Изображение Стоунхенджа из Атласа XVII в.

Только в последние полтора столетия удалось осознать реальную древность культуры. Так, во второй половине XVII в. Джон Обри, историк и археолог, провел первое научное исследование Стоунхенджа. Он одним из первых догадался, что некогда Стоунхендж был еще более внушительным. Обри раскопал землю вокруг каменного кольца и обнаружил, что под ней находятся странные ямы, заполненные дробленым мелом. Располагаются они на равном расстоянии друг от друга, всего их 56. Эти ямы, получившие впоследствии название лунок Обри, играли важную роль в функциональном назначении сооружения.

Время шло, но ученые продолжали выяснять, как, зачем и кем построен Стоунхендж. Историк XVIII в. Уильям Стьюкли выдвинул версию о связи Стоунхенджа с солнцем. Он обратил внимание, что главная линия сооружения указывает на северо-восток, туда, где встает светило в самый длинный день года — во время летнего солнцестояния. 30 лет спустя, в 1771 г., предположение Стьюкли развил Джон Смит, тщательно измерив все камни. Он пришел к выводу, что Стоунхендж — не только храм солнца, но и календарь. Смит отметил, например, что количество камней в одном из кругов — 30 — равно числу дней в лунном месяце, а если его умножить на 12, то есть на число месяцев, то получится цифра 360, соответствующая количеству дней в древнем солнечном году. Так сформировалась наиболее обоснованная версия происхождения этих исполинов. Стоунхендж был святилищем, связанным с солнцевращением, и возник задолго до римлян. Однако эта теория принесла еще больше вопросов.

Стоунхендж не вечен...

Казалось, время не властно над величественными «Висячими камнями». Тем более что в первой половине XX в. были проведены реставрационные работы, однако 31 декабря 1990 г. у одного из кромлехов Стоунхенджа упали вертикально стоящий камень и перемычка. Впервые на памяти людей подобное случилось в 1797 г. Впрочем, исполины простоят еще долго, ведь песчаник — самая тяжелая и крепкая порода, какую можно найти на Британских островах.

Археология в поисках ответов

Когда археологи нашего времени принялись исследовать Стоунхендж, то сделали новые открытия. С помощью радио - углеродного метода установлена более точная дата постройки, выяснено, что людям потребовалось как минимум несколько столетий, а то и целое тысячелетие для постройки комплекса из камней.

Принятая сегодня история создания элементов комплекса (камней и предметов, найденных рядом) включает три этапа.

  1. Строительство главного рва и валов. Во рву найдено немало оленьих рогов со следами «износа» (скорее всего, ими и копали). Возраст их определили радиоуглеродным методом: 3020–2910 гг. до н. э. Первоначально комплекс состоял из внешней траншеи и насыпи.
  2. Вторичное заполнение рва, время появления деревянных сооружений, которые затем заменят на каменные, выкапывание лунок Обри.
  3. Похоронная врезка в вершину вторичного заполнения рва, постройка каменных колец из песчаника и голубых камней и авеню у Пяточного камня (местные жители называют его «Пяткой бегущего монаха»). Материал, использовавшийся для определения возраста валунов сарсена (породы песчаника, применяемой при постройке), имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440–2100 гг. до н. э.

Однако, отвечая на вопрос, когда построили комплекс, археологи пытались разгадать и другую загадку — зачем его возвели. Так, наиболее распространенные версии ученых следующие: монументальное погребальное строение, обсерватория-календарь и святилище.

То, что это монументальный могильник — самая слабая из них. Несмотря на то, что вблизи обнаружены захоронения, отнести их ко времени возведения каменных глыб нельзя — установлено, что они появились здесь гораздо позже.

Версия номер два — про обсерваторию-календарь — основана на том, что архитектура и расположение Стоунхенджа указывают именно на эту функцию. С его помощью решалась важнейшая задача: определение дня летнего солнцестояния, когда светило восходило на северо-востоке максимально близко к точке севера. От этого дня можно было начинать вести счет времени на год вперед, пока солнце вновь не поднимется точно над Пяточным камнем, знаменуя завершение цикла.

Конечно, наблюдение за движением солнца не было единственной целью, ради чего древние люди возвели необычный комплекс из камней. Ведь для того, чтобы увидеть восход солнца над Пяточным камнем в день летнего солнцестояния, достаточно было установить этот камень и отметить определенную точку в поле, с которой проводились бы наблюдения. Зачем же тогда остальные камни?

Ученые пристальнее присмотрелись к устройству трилитов (сооружений из каменной глыбы, установленной на двух камнях). Вертикальные камни в них поставлены очень близко друг к другу, на расстоянии 30 см. Таким образом, смотря сквозь бойницу, человек неизбежно ограничивал поле зрения, причем каждый раз взгляд, пройдя сквозь трилит, попадал в определенный проем внешней колоннады.

Из таких трилитов сооружен комплекс
Из таких трилитов сооружен комплекс

Фиксировались и другие важные направления. Как показали исследования, сквозь один из трилитов открывается вид на солнце, встающее в день зимнего солнцестояния. Два других предназначались для наблюдения захода в дни летнего и зимнего солнцестояний.

Не исключая версию о том, что Стоунхендж использовался как гигантская (для своего времени) обсерватория-календарь, ученые предполагают, что комплекс был одновременно святилищем — местом проведения ритуальных празднеств. Причем эти обе роли совмещались и не мешали одна другой.

Стоунхендж. Восход солнца
И в наше время, в утро летнего солнцестояния, сотни людей собираются, чтобы запечатлеть восход солнца
Стоунхендж был и обсерваторией-календарем, и древним святилищем
Ученые выяснили, что Стоунхендж был и обсерваторией-календарем, и древним святилищем

Все дело в том, что древние общества, которые уже перешли от охотничье-собирательского образа жизни к земледелию, были «привязаны» к перемене погоды и годовым циклам. Зная, когда нужно сеять, а когда собирать урожай, можно обеспечить себе относительно стабильное существование в окружающем неспокойном мире. Стоунхендж стал своеобразным календарем: с его помощью определяли, когда заканчивается зима и когда начинается новый год — в день летнего солнцестояния. Его отмечали все земледельческие общества (на Руси — праздник Ивана Купалы), так что логично предположить, что в этот день со встречей солнца, проходящего над Пяточным камнем, древние люди в храме Стоунхенджа отмечали начало нового дня, нового года и новой жизни.

О том, какие проводились ритуалы, ничего не известно, все происходило в дописьменную эпоху. Впрочем, не исключено, что секрет камней позднее могли перенять друиды и использовать их в своих ритуальных процессиях, после чего, уже в Средневековье, им и приписали авторство создания всего комплекса.

Главная загадка Стоунхенджа

Главная загадка, которую до сих пор не могут разгадать ученые, — как строился этот гигантский для своего времени каменный комплекс? Учитывая размер и вес глыб, для этого потребовался бы труд сотен, а то и тысяч людей.

Трилиты
Ученые бьются над вопросом, как перемещали и устанавливали такие огромные глыбы

Однако как четыре-пять тысяч лет назад, когда существовали только небольшие родовые общины, люди могли собраться и построить такое сооружение? Значит, следует пересмотреть наши представления об уровне развития и структуре того общества. Скорее всего, многие племена с каким-то общим культом объединились для постройки общего святилища. Правда, если учесть, что строительство шло более 500 лет, значит, объединялись не только племена, но и поколения. Как бы там ни было, результат впечатляет: строители Стоунхенджа упорно шли к цели долгие годы и достигли ее.

Возникает еще один вопрос: как сюда доставили огромные глыбы? Главный материал монолитов — долерит, есть камни и из других пород — риолита (вулканической лавы) и вулканического туфа. Эти три вида встречаются на Британских островах только в одном месте — близ побережья Бристольского залива, в Уэльсе. Если рассчитать путь, по которому камни перемещались на их сегодняшнее местонахождение, то по прямой он составит 210 км. Трудно придумать способ транспортировки по бездорожью тысячи лет назад. Основная версия ученых гласит, что камни везли по воде, а это 380 км. Только представьте, что 80 камней общим весом около 400 тонн прибыли за 380 км по воде...

Впрочем, исследователи предлагают и иную версию перемещения: на деревянных бревнах, которые служили колесами, монолиты большими группами тянули по суше с помощью веревок, скрученных из кожаных ремней. Сколько же рук понадобилось, чтобы перетащить хотя бы один такой блок? Эксперименты показали, что таким способом можно перемещать груз весом в одну тонну и сделать это под силу 24 человекам. Однако если камень весит 30 тонн, то, чтобы сдвинуть его с места, необходимы усилия… 700 человек?! Даже по современным меркам это колоссальный труд.

Ученые выяснили еще одну любопытную деталь: каким образом устанавливали монолиты. Для этого вырывали яму радиусом примерно на метр больше, чем окружность камня. Три стороны делали отвесными, а четвертую выкапывали под уклоном 45 градусов. Чтобы земля не осыпалась, по бревнам опускали камень в лунку и с помощью веревок ставили его вертикально. И быстро засыпали, пока у держащих хватало сил. Потом ожидали долгие месяцы, чтобы почва просела и утрамбовалась.

Древние мастера умело обрабатывали глыбы еще до того, как везли их к месту строительства комплекса, используя технику удара и воздействия огнем и холодом. После того как на камне намечалась трещина, по ней выкладывали костер, лили холодную воду и били каменными молотами. После такой грубой обработки и доставки шел черед более тонкой работы: камни шлифовали почти ювелирно. Однако оценить данную технику сегодня невозможно: вода и ветер за столетия сделали свое дело.

Стоунхендж на рассвете
На рассвете силуэты Стоунхенджа похожи на пляшущих великанов

Конечно, гипотеза ученых о способе строительства Стоунхенджа имеет много допущений, но достоверно ясно одно: комплекс — творение человеческих рук.

Как добраться

До столицы Великобритании можно добраться прямыми рейсами, организованными национальными авиаперевозчиками British Airways (от €300), или с короткой стыковкой в Дюссельдорфе (AirBerlin, от €200). Далее нужно сесть на автобус из Лондона с пересадкой в Солсбери (от €15).

Заключение

Каменный комплекс Стоунхендж — наиболее знаменитый доисторический памятник Европы, до сих пор окутанный тайной. В Средневековье местные жители называли эти камни пляшущими великанами, и, глядя на них, понимаешь почему: силуэт каждого исполина будто оживает на фоне Солсберийской равнины.

Доподлинно не выяснено, кем и как построен Стоунхендж, сколько сил ушло на это и самое интересное: если здесь проводились древние ритуалы поклонения солнцу, то какие именно? Правда, на некоторые вопросы, к примеру, о цели сооружения, можем ответить с уверенностью. Однако все равно эти камни так и останутся загадкой настоящего и будущего. «Появившись» из далекого прошлого, они производят неизгладимое впечатление на каждого, кто воочию видел их.




Поделиться ссылкой