Кельтские барды

барды. Миниатюра из средневековой рукописи
Некоторые барды избирали трудную долю странствующих
музыкантов. Миниатюра из средневековой рукописи

Сейчас поэтов-песенников называют "бардами". В Древней Ирландии это слово имело другое значение.

Тройка у всех арийских народов была священным числом. Поэтому высшее сословие кельтских мудрецов состояло из трех сословий — друидов, филидов и бардов. Первые были волшебниками, вторые — предсказателями, третьи — священными певцами. Да и сами барды делились на три разряда: высший, средний и низший.

Высшие барды воспевали деяния богов. Они разработали сложную философскую систему триад — 46 тройственных законов. Здесь невозможно рассказать обо всех, поэтому упомянем лишь первую триаду, которая гласит: "Существуют три первичных единства, и каждое из них возможно лишь единым: единый Бог, единая Истина и одна точка Свободы". Иными словами, существует лишь один Господь, а Истина не может быть двоякой, иначе она становится ложью. Что же касается Свободы, то она мыслилась бардами как единственная точка, в которой уравновешивались все противоположности. Символом такой Свободы были огромные качающиеся камни — их можно было сдвинуть безо всяких усилий, одним прикосновением руки.

Вторым разрядом древних бардов были общенациональные поэты, воспевавшие героев на поле сражения. Третьим, низшим, классом были придворные певцы, прославлявшие достоинства королей, их богатство и храбрость.

Высших бардов преследовали. В Британии их — влиятельных духовных лидеров — беспощадно уничтожали римляне. В Ирландии христианские священники изгнали их из городов в леса, где они постепенно вымерли.

Остались только певцы, прославлявшие подвиги героев, и придворные поэты. В Ирландии к ним относились с уважением и любовью. Эти барды, по уже сложившейся традиции, также разделились на три класса.

Менестрели
Менестрели воспевали рыцарские подвиги
и служение даме

Низшими среди них считались ученики, которых премудростям профессии обучали опытные мастера. Они должны были петь на всех праздниках. Треть полученных за исполнение денег надлежало отдавать учителю. Ученикам не возбранялось покинуть своего наставника для того, чтобы избрать трудную долю странствующего музыканта. Обычно это происходило, когда юноша "заваливал" экзамен. Ему разрешали, как и прежде, носить с собой арфу, на голове — венок из веток березы (по этому признаку всегда легко было отличить странствующего музыканта). На пропитание он зарабатывал пением на деревенских свадьбах.

Легендарная Арфа
Легендарная "Арфа
Брайена Бору" — один
из любимейших музыкальных
инструментов прошлого

Если же экзамен на зрелость был сдан успешно, то ученик становился придворным поэтом. В знак нового достоинства он всегда должен был носить с собой арфу и золотое кольцо, которое на палец ему надевала сама королева. Он получал полторы десятины земли, покои во дворце и лошадь из королевской конюшни. Личность его становилась неприкосновенной. Если какому-то человеку, простого или благородного происхождения, вздумалось бы, вольно или невольно, оскорбить королевского барда, то он должен был уплатить в казну большой штраф: 6 коров и 120 серебряных монет. За смерть барда налагался и вовсе фантастический штраф: стадо коров из 252 голов и столько же монет — сумма по тем временам огромнейшая! Может, по этой причине за всю историю кельтов известен лишь единственный случай насильственной смерти поэта. Кроме уплаты штрафа, на убийцу и само орудие преступления налагалось вечное проклятие. Преступник навсегда лишался своего имени. Если в летописях о нем и упоминали, то называли "обесчещенной головой".

Сам же бард мог привлечь к королевскому суду любого преступника, и его обвинение не оспаривалось.

Поэт читает свои стихи перед королевой. Иллюстрация XIII в.
Поэт читает свои стихи перед королевой. Иллюстрация XIII в.

Обязанности придворного певца были оговорены специальным постановлением, в котором говорилось: "Бард да сохранит воспоминание обо всем достойном похвалы в отдельном лице, племени и современных ему происшествиях". Проще говоря, его главной обязанностью было — петь. Три песни королю или князю, три лирических песни вполголоса (чтобы не беспокоить остальных придворных) — королеве. Но его служба простому народу не ограничивалась ничем. Если простой крестьянин просил барда спеть, то закон повелевал тому петь "до изнеможения". Особую плату он получал за исполнение боевых гимнов во время сражения.

Миниатюра братьев Лимбург
Барды воспевали в своих
произведениях прекрасных дам.
Миниатюра братьев Лимбург. "Апрель"

Раз в три года, обычно на горе или высоком холме, происходило соревнование бардов, собирающихся со всех концов страны. Совет, состоявший из верховного правителя и глав кланов, определял победителя. Его опоясывали голубым шарфом, усаживали на золоченый стул и прилюдно объявляли главным бардом всей страны, возведенным на трон. Ему вручалась также серебряная арфа, которая с древнейших времен является гербом Ирландии. Этот музыкальный инструмент по закону должен был стоить не меньше 120 серебряных монет — то есть дороже лучшего боевого меча или серебряного воинского щита.

соревнование бардов
Раз в три года происходило соревнование бардов,
собиравшихся со всей страны

Так придворный поэт входил в третье, высшее сословие своего класса. Естественно, что количество оказываемых ему почестей увеличивалось. Отныне за столом он сидел не рядом с королем, как раньше, а по правую руку от будущего короля — то есть наследника, чьим воспитанием он занимался. Это было высшее и самое почетное место. Было еще одно отличие его положения. По существующему обычаю, который называли "скучной мерой", все угощения подносились королю и его подданным отдельными порциями, лишь верховный бард мог есть и пить сколько ему заблагорассудится.

герб Тринити-колледжа
В гербе Тринити-колледжа
соединены британский и
ирландский символы — лев
и арфа

По положению он был выше самого короля и более не являлся его подданным. Однако продолжал петь по его требованию: одну песню — во славу Божию, вторую — в честь всех королей своей державы, бывших, нынешних и будущих. То есть верховный бард жил как бы вне данного времени, а принадлежал Господу и вечной душе своей страны.

Ни один бард не смел петь раньше него, а если уж доводилось спеть, то он мог это делать только из соседней залы дворца.

Отчего же его ставили в столь исключительное положение?

Потому что это единственный человек, который должен был внушать соотечественникам, в том числе и королю, безграничную любовь к родине, ее истории, любовь к добродетелям. Он, согласно закону, должен был "знать наизусть все древние песнопения, сложенные в честь королей и именитых мужей, в особенности сочиненные главными бардами", своими предшественниками.

В истории остались имена некоторых главных бардов кельтов: Ойсина, Анёрена, Ливарха... Мы расскажем лишь о самом знаменитом из них — Талиесине и самом последнем — Рафтери.




Поделиться ссылкой