Древние Афины. Рождение демократии

Два полиса – Афины в Средней Греции и Спарту на Пелопоннесе – называли «двумя ногами, на которых стоит эллинский мир». Их непохожесть и соперничество во многом определили историю Греции. Аттика, где располагались Афины, была одной из самых засушливых, неплодородных областей Греции. Заниматься земледелием здесь приходилось на склоне гор с тонким слоем почвы. Недаром афинский закон запрещал «воровать почву с полей». Здесь рано начали разводить виноград и оливковые сады.

Афины. Современное фото
Афины. Современное фото

А вот полезными ископаемыми – мрамором, серебром, гончарной глиной – земля была богата. Поэтому в Афинах процветало ремесло, а близость к морю порождала кораблестроение и торговлю.

История Афин восходит к легендарному Эгею и его сыну Тесею. В период архаики город быстро рос, становился центром округи, и тогда же в нём начал обостряться конфликт между гражданами. Свободное население полиса составляли аристократы (знать) и демос (простой народ). Власть находилась в руках аристократического Ареопага. «Вся земля была в руках немногих», – так писал Аристотель в своём труде об истории Афин.

Тесей и Эгей (сидит). Ваза 410 - 400 г. до н.э.
Тесей и Эгей (сидит). Ваза 410 - 400 г. до н.э.

Из-за малоземелья и плохого качества земли крестьяне разорялись и, задолжав землевладельцам-аристократам, попадали в рабство. В те же годы в результате великой греческой колонизации другие представители демоса – удачливые ремесленники, торговцы – богатели, приобретали самоуважение и требовали допустить их к управлению полисом. К VI веку до н. э. противостояние демоса и аристократов обострилось настолько, что грозило перейти в вооружённую борьбу.

Ситуацию спас человек, который нашёл способ примирения общества на основе договора. В 594 году до н.э. архонтом был избран Солон. Его причисляли к семи мудрецам Греции. По своему происхождению (знатное семейство) и образу жизни (занятия торговлей и корабельным делом) он как бы соединял в себе аристократические слои и афинский демос. Солон отказался от произнесения обычной клятвы архонта охранять существующие законы и начал проводить реформы.

Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр
Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр

Он начал с освобождения должников и запрещения впредь долгового рабства для свободного афинянина. С земель были сняты долговые камни, домой вернулись те, кто был продан на чужбину. Затем он установил предел размера земли, которым может владеть гражданин полиса, и запретил вывоз хлеба из Афин (на его торговле зарабатывали аристократы). Стала чеканиться более легкая и удобная монета. Солон разделил афинян на группы в зависимости от размера их дохода с земли, а не по знатности, как раньше:

  1. пятисотмерники (получали не меньше 500 мер зерна, масла или вина);
  2. всадники;
  3. зевгиты (от слов «упряжка волов» или «место в фаланге»);
  4. феты (от слова «чернорабочие»).

Отныне высшие должности – архонтов и командиров войска – могли занимать представители первой группы, вторые – служили в коннице, третьи составляли тяжёловооруженную пехоту (гоплитов), последние – легковооружённую пехоту. Солон создал новый орган власти – Совет, куда избирались представители трёх первых групп, и Народный суд, в котором участвовали все, а также вернул реальную власть Народному собранию.

Предполагаемый бюст Солона. Национальный музей Неаполя
Предполагаемый бюст Солона. Национальный музей Неаполя

Теперь праздность осуждалась на уровне государства: по новому закону сыновья не были обязаны кормить в старости отца, не обучившего их какому-нибудь ремеслу. До Солона в Афинах существовал закон: «Кто терпит обиду, тот может жаловаться в суд». Солон изменил его так: «Кто видит обиду, тот может жаловаться в суд». Он желал видеть афинян хозяевами своего государства, неравнодушными и лично ответственными.

Все эти новшества давали демосу доступ к власти, уравнивали его с аристократами, создавали условия для развития хозяйства. Однако реформами осталась недовольна не только знать, но и народ: Солон не произвёл передела земли, который требовали крестьяне. Взяв с граждан слово ничего не менять в его законах в течение 10 лет, мудрец покинул Афины. Между тем борьба демоса и аристократии продолжилась.

Изображение гоптитов на краснофигурной аттической вазе V в. до н.э.
Изображение гоптитов на краснофигурной аттической вазе V в. до н.э.

Опираясь на народ, используя хитрость и наёмное войско, в 538 году до н.э. к власти пришёл тиран Писистрат. «Пусть народ занимается своими делами, а я позабочусь об общественных», – заявлял он. Тиран не стал отменять Солоновы порядки, а в чём-то и продолжил их. Поощрялись производство и вывоз из Аттики оливкового масла и вина, выводились черноморские колонии. Была расширена и благоустроена афинская агора, построен водопровод. Не все земли, но принадлежавшие погибшим или бежавшим аристократам, были разделены между крестьянами. Именно Писистрат велел отредактировать и записать поэмы Гомера, положил начало театру.

Пока демос был слаб, он нуждался в тирании для борьбы со знатью. Окрепнув, он сам захотел править городом, а тираны, в свою очередь, желали сделать власть наследственной. Сын Писистрата Гиппий правил жестоко, и в 510 г. до н.э. афиняне изгнали его из города. Одним из борцов против тирании был Клисфен, обещавший народу расширить его права. В 508–507 годах до н.э. он выполнил обещание и провёл реформы.

Два прямоугольных здания на переднем плане - старый и новый афинские булевтерии. Реконструкция
Два прямоугольных здания на переднем плане - старый и новый афинские булевтерии. Реконструкция

Город и прилегающие территории Аттики были разделены на 10 районов (фил), по которым составлялись списки граждан. Каждый район избирал по 50 человек в Совет пятисот (усовершенствованный солоновский Совет города), заседавший постоянно в специально построенном здании. По районам выставлялись военные отряды, и ими командовала коллегия стратегов из 10 человек. Поскольку опасность возвращения тирании еще существовала, Клисфен ввел закон об остракизме, по которому любой подозреваемый в желании захватить власть высылался из города. Так в конце VI века до н.э. в Афинах установились демократические порядки.

Остракон с именем афинского государственного деятеля
Остракон с именем афинского государственного деятеля



Поделиться ссылкой