Керамическое производство

Мирина, терракотовая группа, III в. до н. э.
Гончарная лавка. На прилавке и на полках — различные виды сосудов, выставленные на продажу. Мирина, терракотовая группа, III в. до н. э. Лувр, Париж

Наряду с металлургией и металлообработкой важнейшей отраслью ремесла являлось керамическое производство. Основной продукцией гончаров были амфоры для транспортировки и хранения вина и масла, а также разнообразные сосуды, кувшины и чаши повседневного использования. К особому типу керамических изделий относятся огромные, выше человеческого роста, сосуды, предназначенные для долговременного хранения зерна — пифосы. Украшением в домах служили многочисленные терракотовые статуэтки и маски. Кроме того, из глины изготавливались масляные светильники, ульи, водопроводные и канализационные трубы, облицовочные плиты, ванны и даже погребальные саркофаги. Греческие мастера добились больших успехов в гончарном ремесле, для их изделий было характерно разнообразие и высокое качество массовой продукции. Традиционным лидером в этой области являлся Коринф, затем его сменили Афины.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Технология керамического производства была относительно проста, что позволяло осуществлять его в форме кустарного промысла. Мелкие мастерские были основными производителями дешевой гончарной продукции не слишком высокого качества. Вместе с тем стабильно высокий спрос на керамику обусловил в этой отрасли ранний переход к массовому производству, появлению крупных мастерских и началу дробной специализации. В гончарном деле раньше, чем в других отраслях, стали использовать рабский труд. Из письменных источников известно о существовании крупных мастерских, в которых было занято 10-15 и даже 30-40 работников, зачастую рабов. Так, знаменитый афинский оратор Демосфен имел две мастерские с 20 рабами в одной и 32 — в другой. Афинский финансист Пасион в начале IV в. до н. э. имел мастерскую со 100 рабами, а отец судебного оратора Лисия Кефал владел эргастерием в 120 рабов. Процесс производства хорошо иллюстрируется рисунками на аттической керамике. Глину перед использованием хорошо перемешивали. Заготовку клали на вращающийся гончарный круг, и мастер формовал сосуд. Как правило, ремесленника изображали человеком пожилого возраста, поскольку такая работа требовала немалого опыта.

В небольшой мастерской мог работать один мастер, но на крупных предприятиях были задействованы несколько специалистов, каждый из которых занимался изготовлением керамики определенного вида. Полученное изделие вначале просушивалось, затем расписывалось вазописцем. На ограниченном пространстве внешних стенок сосуда художники могли создавать сложные многофигурные композиции — настоящие шедевры искусства. Расписанный сосуд помещали в печь. Обжиг производился при температуре 800-900 °С, которую могли регулировать, подавая в печь воздух с помощью мехов. Проверкой качества продукции и доставкой готовых изделий заказчику, как правило, занимался сам хозяин мастерской.




Поделиться ссылкой