Молитвы и жертвоприношения в Древней Греции

Богиня совершает возлияние на жертвенник. Аттический белофонный килик, 470 г. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Богиня совершает возлияние на жертвенник. Аттический белофонный килик, 470 г. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Практическое понимание благочестия у греков было связано с вознесением молитв и осуществлением жертвоприношений. Греки молились, стоя перед статуей или святилищем, подняв руки, обращенные ладонями к божеству. Слова молитвы произносились вслух даже когда человек был один. Чтобы заручиться расположением бога, молящийся перечислял благодеяния, которые он уже совершил или начал делать. Он также мог напомнить о своих благих поступках по отношению к божеству и по просить за них воздаяние. Иногда молитвы дополнялись обещаниями и обетами, например когда испрошенное исполнится.

У греков были широко распространены представления о необходимости соблюдения ритуальной чистоты при обращении к богу. Человек, совершивший убийство, прикасавшийся к трупу или роженице, перед посещением храма должен был пройти очищение. С этой целью у входа в святилище устраивали источник или помещали бассейн с водой. Согласно убеждению греков олимпийские боги питались дымом жертвоприношений и потому требовали от людей почитания. Жертвуя богам вино, съестные припасы, животных или вещи, верующие надеялись вступить с ними в связь, поблагодарить за оказанную помощь или обрести покровительство и защиту на будущее. Формы и характер приношений зависели от того, кому предназначалась жертва. При почитании божеств плодородия и покровителей земледелия обычно практиковали бескровные приношения, например первинки урожая, зерно, медовые соты, свежесрезанная овечья шерсть — все это складывали на жертвенник и поливали оливковым маслом. Для умилостивления духов умерших устраивали возлияния вином, молоком и медом на могилы. При воскурениях сжигали благовония, лавр, бальзам и ладан. Для жертв олимпийским богам обычно использовали животных белой масти, подземным богам — черной. Посейдону приносили в жертву быка или коня, Аполлону — козла, Гекате — собаку, Асклепию — петуха и т. д. Жертвоприношение являлось сложной процедурой и проводилось по определенным правилам. Все участники ритуала облачались в новую одежду; алтарь, людей и жертву украшали венками из цветов. Алтарь очищали, затем обрызгивали водой и осыпали ячменной мукой, после чего окропляли жертвенной кровью. Тушу животного разделывали, кости и требуху обкладывали кусками жира и сжигали.

Сцена погребального жертвоприношения
Сцена погребального жертвоприношения, 540−530 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Афины

Остальное мясо распределяли между жрецом и остальными участниками ритуала. Существовали общественные жертвоприношения, совершавшиеся должностными лицами во дворах храмов при большом скоплении народа, а также частные, проводившиеся гражданами на домашнем алтаре во внутреннем дворе дома. Торжественным жертвоприношением считалась гекатомба, когда одновременно закладывалось 100 и более быков. Обычно таких жертв удостаивались лишь Зевс, Г ера и Аполлон. В Афинах гекатомба совершалась один раз в четыре года во время празднования Больших Панафиней. По приносимой жертве месяц, на который выпал праздник, получил название гекатомбеон (15 июля — 15 августа).

Поделиться ссылкой