Особенности развитие Спарты

В Спарте, самом сильном полисе Пелопоннеса, развитие общества и государства пошло по уникальному пути, не похожему на те процессы, что имели место в большинстве греческих областей. Социальная структура спартанского полиса, возникшего в результате дорийского завоевания, отличалась жёсткой стратификацией (расслоением населения), наличием нескольких сословий, чётко отделённых друг от друга.

Высшим сословием были спартиаты — потомки завоевателей-дорийцев. Только они являлись полноправными гражданами, из их числа формировались все органы власти. Спартиаты освобождались от физического труда и составляли военную прослойку в государстве. Ниже спартиатов стояли периэки — жители других городов и городков области Лаконика (кроме Спарты). Периэки сохраняли личную свободу, но при этом не имели гражданских прав и не участвовали в управлении полисом. Низшим и самым многочисленным сословием были илоты — покорённое население, зависимые земледельцы. Им приходилось содержать своим трудом господ — спартиатов. За каждым спартиатским семейством закреплялось несколько хозяйств илотов, которые обеспечивали его пропитание, выплачивая очень высокий натуральный оброк — около половины урожая. Спартанский поэт Тиртей так характеризовал положение илотов: Словно ослы, что несут тяжкую долю свою, Волей владык отдают, уступая мрачной судьбине, Равную долю плодов пашни своей господам.

Спартанские воины. Фрагмент декора бронзовой вазы
Спартанские воины. Фрагмент декора бронзовой вазы. Конец VI в. до н. э. Историк

Илоты не были частновладельческими рабами классического типа. Они считались собственностью всего полиса, а не того или иного конкретного хозяина. Потому спартиат не имел права по личному почину продать или убить илота. В то же время сами спартанские власти принимали меры к тому, чтобы илоты жили в постоянном страхе и не пытались освободиться, подняв восстание. Ежегодно высшие должностные лица Спарты объявляли войну илотам, этим давая санкцию на любое, самое жестокое обращение с ними. Периодически на илотов устраивались настоящие облавы (криптии). В них участвовали молодые спартиаты, убивая илотских вожаков из засады и упражняясь таким образом в военном искусстве.

Иногда отряды илотов даже принимали участие в военных походах Спарты в качестве вспомогательных сил. Очевидно, государство в известной мере доверяло им, коль скоро решалось дать в руки хоть какое-то оружие. Однако в массе своей илоты проявляли недовольство существующим порядком и были постоянно готовы к мятежу.

Историк Ксенофонт, хорошо знавший спартанские реалии, так пишет об илотах: «Когда среди них заходит разговор о спартиатах, то никто не может скрыть, что он с удовольствием съел бы их живьём».

При этом между спартиатами и илотами существовало резкое численное неравенство. Спартиатов в архаическую эпоху было около 9 тыс. А в дальнейшем их количество постоянно снижалось из-за военных потерь. Число илотов точно неизвестно, но их было как минимум в семь раз больше. Жизнь маленькой горстки спартиатов среди огромных масс подчинённого населения, которые необходимо держать в покорности, была в высшей степени опасной.

Потому-то сословие спартанских граждан и жило, можно сказать, постоянным военным лагерем. В результате так называемых реформ Ликурга, продолжавшихся на протяжении нескольких веков, в среде спартиатов были установлены твёрдая дисциплина и безоговорочное повиновение властям, усилено начало коллективизма, установлено имущественное равенство. Жизнь стала строго регламентированной, максимально простой. Любые проявления роскоши запрещались. Спартиату не разрешалось даже обедать дома, в кругу семьи: он должен был являться на общественные трапезы — сисситии. Нельзя сказать, что имущественного неравенства не было совсем. В Спарте имелись граждане побогаче и победнее. Но вот получить какие-либо преимущества от крупного состояния, «блеснуть» им в спартанских условиях было невозможно. А значит, не имелось никакого стимула к накоплению богатств.

Спарта. Панорамный вид
Спарта. Панорамный вид

Существовала жёсткая система общественного воспитания детей, призванная воспитать у подрастающего поколения мужество, стойкость, умение переносить лишения. Спартиат не имел права самолично покидать пределы родного полиса.

Таким образом, Спарта как бы отгородилась от всего греческого мира подобием «железного занавеса». Сложилась военизированная форма государства; индивид был всецело подчинён общине. Социально-политическое развитие практически остановилось. В результате спартанский полис чрезвычайно усилился в военно-политическом отношении, стал самым могущественным и авторитетным в Элладе.

Но за преимущества пришлось заплатить значительным экономическим и культурным отставанием. Спартанская экономика приобрела почти исключительно аграрный характер, со слабым развитием ремёсел (не считая ориентированных на войну, которыми занимались периэки) и почти полным отсутствием торговли. Только за счёт очень большого по греческим масштабам количества природных ресурсов Спарта оставалась богатым полисом. Плодородие почв на юге Пелопоннеса позволяло ей, в отличие от подавляющего большинства других регионов Греции, не нуждаться в привозном хлебе.

Глиняный флакон в виде головы воина. Спарта
Глиняный флакон в виде головы воина. Спарта. Около VIII в. до н. э.

Некогда достаточно духовная жизнь спартанцев приобрела однообразные, застывшие формы. Впрочем, не следует считать спартиатов грубыми и некультурными людьми, солдафонами. Античные авторы подчёркивают, что им было свойственно, в частности, умение кратко и остроумно выражать свои мысли (отсюда термин «лаконизм»).

Граждане Спарты были воспитанными, образованными, грамотными людьми, но их воспитание имело особую специфику. По своим представлениям о жизни они скорее напоминали средневековых рыцарей или японских самураев, чем своих сородичей, в частности афинян или коринфян. Спартиаты жили в обстановке особого «духовного космоса», для которого был характерен ряд черт, свойственных архаичным, традиционным обществам. Среди них — твёрдая религиозность, ориентация на авторитет предков, своеобразный кодекс чести. Он делал невозможными сдачу в плен, бегство с поля боя, окружение собственного города кольцом оборонительных стен. Впрочем, Спарта была обществом не архаичным в собственном смысле слова, а искусственно архаизованным, «подмороженным».

Уникальным являлось и устройство спартанского полиса. Спарта едва ли не единственное государство Эллады, в котором не ликвидировали царскую власть. При этом — тоже исключительно спартанская особенность — царей было два; соответственно имелись две династии (Агиады и Еврипонтиды).

Однако цари были по сути не монархами, не абсолютными правителями, а лишь высшими должностными лицами полиса. Их полномочия, весьма ограниченные, фактически сводились только к функциям верховных главнокомандующих и верховных жрецов.

Реально самым важным органом управления в Спарте был Совет старейшин. Он назывался герусией, а его члены — геронтами. Герусия состояла из 30 человек: в неё по своей должности входили цари, а кроме них — 28 пожилых граждан (не моложе 60 лет) избиравшихся пожизненно. Геронтами становились, как правило, наиболее влиятельные и авторитетные спартиаты. Именно герусия руководила всеми государственными делами: вырабатывала проекты законов и постановлений, распоряжалась финансами полиса, играла роль верховного суда.

Формально высшей властью в Спарте, как и в любом греческом полисе, было народное собрание. Здесь оно называлось «апелла». Собрание объявляло войну и заключало мир, принимало законы, избирало должностных лиц (естественно, кроме царей). Но апелла созывалась редко и нерегулярно, обычно по инициативе геронтов. В ней не допускались какие-либо дебаты или дискуссии. Власти вносили на рассмотрение собрания те или иные меры, а спартиаты должны были только голосовать «за» или «против». Более того, если апелла принимала решение, неугодное герусии, последняя могла распустить собрание, отменить его результаты, а через какое-то время назначить повторное голосование.

Однако преуменьшать значение спартанской апеллы не следует. Какие бы ограничения ни накладывались на её деятельность, всё же главный закон Спарты — «Великая ретра» — гласил: «Господство и сила да принадлежат народу». Иными словами, без согласия народного собрания ни одно сколько-нибудь важное решение не могло быть проведено в жизнь.

Позже, чем остальные элементы спартанского государственного устройства, появилась коллегия, состоящая из пяти эфоров (надзирателей). Эфоры избирались сроком на один год, при этом избранным мог быть любой спартиат независимо от знатности и богатства. Таким образом, институт эфоров был, бесспорно, демократическим по своему духу.

В функции эфоров входил контроль над другими высшими должностными лицами, чтобы те не нарушали законов и интересов гражданского коллектива. Особенно бдительно эфоры следили за царями, стремясь не допустить даже попыток перерастания их власти в настоящую монархию или тиранию. Эфоры располагали необычайно большими полномочиями: они могли отстранить царя от власти и даже приговорить его к казни.


Поделиться ссылкой