Поэзия в Древней Греции

Греческая поэзия демонстрирует потрясающее разнообразие форм и жанров. Ее древнейшим памятником являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», а также фрагменты киклических сказаний, созданных по их мотивам. Из культовой и обрядовой фольклорной песни родилась древнегреческая лирика, из которой, в свою очередь, развились такие жанры, как элегия, ямб и мелика. В классическую эпоху поэзия сохраняла тесную связь с музыкой и песенными жанрами, стихи предназначались как для хорового, так и для индивидуального исполнения, декламация сопровождалась игрой на музыкальных инструментах.

Гомер

Гомер
Гомер. Один из наиболее выразительных портретов; известно 20 изображений такого типа, нисходящих к греческому оригиналу, II в. до н. э. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Античная традиция считала Гомера автором двух больших эпических поэм — «Илиады» и «Одиссеи». О личности поэта, месте его рождения и смерти еще в древности не было известно достоверно. 

За право называться родиной спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Афины, Аргос, Саламин и Родос. Традиционно Гомера изображали слепым, что связано с образом незрячего певца Демодока из «Одиссеи». Согласно легендарным преданиям, поэт жил и умер на Хиосе. По другой версии, его могила находится на острове Иос Кикладского архипелага. Геродот писал, что Гомер жил за 400 лет до него — в первой половине VIII в. до н. э., что, в общем, согласуется с современными представлениями.

Сюжетом гомеровских поэм является Троянская война и последующее возвращение героев домой. Оба произведения написаны торжественным стихотворным гекзаметром, язык представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов, в исторический период распространенных на островах Эгейского моря и малоазийском побережье. При этом язык Гомера богат архаическими формами, напоминающими греческий язык микенской эпохи. Текст поэм имеет очень сложную структуру, помимо общей сюжетной линии он включает многочисленные и пространные отступления в форме преданий, мотивов или сюжетных линий, почерпнутых в ранней поэзии. Кроме того, в нем встречается множество формульных оборотов, которые, по всей видимости, восходят еще к устному периоду бытования поэм. Все это соответствует указаниям ряда античных авторов о достаточно поздней записи поэм, которые были впервые собраны воедино лишь по приказу афинского тирана Писистрата в VI в. до н. э.

Апофеоз Гомера. Ж. О. Д. Энгра, 1827 г.
Апофеоз Гомера. Ж. О. Д. Энгра, 1827 г.

Гесиод

Гесиод считается вторым после Гомера эпическим поэтом и первым достоверно известным историческим лицом. Он родился в беотийской Аскре и всю жизнь провел в родной деревне, трудясь на пашне. Существует предание о том, что Гесиод участвовал в погребальных играх царя эвбейской Халкиды Амфидаманта, состязался с Гомером и одержал над ним верх. Хотя сама легенда, скорее всего, является позднейшим вымыслом, она тем не менее дает представление о времени, когда жил Гесиод — рубеже VIII–VII вв. до н. э. Поэмы Гесиода написаны торжественным гекзаметром на гомеровском диалекте в технике, характерной для бродячих поэтов-рапсодов того времени.

Первым произведением поэта считается «Теогония», в которой автор попытался собрать воедино и упорядочить различные греческие предания о сотворении мира и происхождении богов. Поэма «Труды и дни» раскрывает картину мира Гесиода и место, которое в нем занимает человек. В ней прославляется честный крестьянский труд, который, с точки зрения рассказчика, является достойным путем к обретению добродетели. Поэма содержит разнообразный материал, в ней обильно цитируются мифы, притчи, басни и поговорки. 

Личные советы, нравственные наставления и общие правила жизненной муд рости дополняются описанием картины деревенской жизни.

Лирическая поэзия

Пары, танцующие под звуки авлоса
Пары, танцующие под звуки авлоса. Протоаттическая амфора, около 690 г. до н. э. Лувр, Париж

Лирический жанр поэзии возник в Ионии и на островах Эгейского моря в первой половине VII в. до н. э. из культовой и обрядовой песни. Этим термином обозначались стихотворные сочинения, исполнявшиеся под аккомпанемент флейты (элегия), лиры или кифары (лирика или мелика). Кроме того, различали еще сольную и хоровую лирику. Особенности этих жанров определяются их происхождением и стихотворным размером, преобладающей тематикой сочинений, а также стилистическими особенностями исполнения.

Возникновение лирической поэзии означало отход от канонов героической эпохи, обращения внимания поэта и его слушателей к индивидуальному сознанию и прославлению радостей жизни. Самым древним лирическим жанром является элегия, возникшая из фригийской песенной заплачки. Элегии писались двустишьем (гекзаметр-пентаметр) и затем исполнялись на пирах или народных сходках под аккомпанемент флейты. Выда ющиеся авторы VII–VI вв. до н. э. использовали элегическую строфу для выражения любовных переживаний (Архилох, Симонид), философских и нравственных рассуждений (Солон, Феогнид), прославления воинской доблести(Каллин, Тир-тей), а также для политических куплетов (Мимнерм). Родственной элегии была ямбическая поэзия, возникшая из жанра насмешливой песни или шуточной перебранки. Ямбом написаны стихи Архилоха с острова Парос, который является непревзойденным мастером обличительной сатиры и басни. Сольная лирика включает большое разнообразие жанров, форм и размеров. Особого расцвета она достигла в творчестве лесбосских поэтов VII-VI вв. до н. э. К этой школе принадлежал Алкей, сочинявший гимны богам, а также стихи о политике, любви и дружеских пирушках. Его современницей и соотечественницей была известная Сапфо, к которой поэт питал глубокие и безответные чувства. Поэтесса Сапфо черпала вдохновение из эстетических переживаний красоты девушек, цветов, нарядов. Чувственность и безыскусность ее стихотворений остались непревзойденными в лирической поэзии ее века и последующих эпох.

Хоровая лирика возникла на основе сольной песни, рефрен к которой подхватывался хором. Она предназначалась для публичного исполнения и часто была связана с религиозным культом. Этот вид лирики в VII–VI вв. до н. э. культивировался на Пелопоннесе, где достиг расцвета в творчестве Терпандра и Алкмана. Существовали различные жанры хоровой лирики: пеаны, или торжественные песни в честь богов (Алкман, Пиндар, Вак-хилид), дифирамбы, или хоровые песни в честь Диониса (Арион, Симонид), гипорхемы, или танцевальные песни (Алкман, Стесихор). Одним из последних лириков был Пиндар, писавший хвалебные песни в честь победителей состязаний (эпиникии).


Поделиться ссылкой