Социальное устройство в Древней Греции

Государство, — писал Аристотель, — состоит из многих частей. Одна из них — народная масса, работающая над продуктами питания; это так называемые земледельцы. Вторая составная часть государства — класс так называемых ремесленников, занимающихся ремеслами, без которых невозможно само существование государства; из этих ремесел одни должны существовать в силу необходимости, другие служить для удовлетворения роскоши или для того, чтобы скрасить жизнь. Третья часть — торговый класс, именно тот, который занимается куплей и продажей, оптовой и розничной торговлею. Четвертая часть — наемные рабочие; пятая — военное сословие». (Аристотель, Политика, IV, 3, 11.)

Крестьяне

Крестьянин на краснофигурной вазе мастера Эпиктета
Крестьянин на краснофигурной вазе мастера Эпиктета, 520–500 гг. до н. э. Национальная библиотека Франции, Париж

Крестьяне составляли значительное большинство среди гражданского населения полиса. В имущественном плане эта группа не создавала единого класса, по мере развития хозяйственных отношений ее состав все более дифференцировался. В одном полисе стала формироваться группа крупных собственников, которые, благодаря обширным земельным владениям, пользовались значительным влиянием на сограждан и занимали в городе высокие должности. В другом полисе, напротив, накапливались бедные крестьяне, собственники мелких наделов, урожай которых мог едва прокормить их семьи. Здесь же находились разорившиеся крестьяне, вовсе не имевшие надела и вынужденные наниматься батраками и сезонными рабочими.

В Афинах в 594 г. до н. э. политический деятель Солон разделил население в соответствии с имущественным цензом на три группы. В состав первой попали крупные собственники (пентакосиомедимны), которые получали со своих владений урожай в более 500 медимнов (20 т) зерна, во второй всадники, собиравшие 300−500 медимнов (12 т), в третьей зевгиты — собственники 150–300 медимнов (6 т), в последней группе (феты) находились граждане, собиравшие менее 150 медимнов зерна в год. Политические права и обязанности граждан разделялись соответственно получаемому доходу. Занимать общественные должности могли только представители первых трех групп, причем высшая должность архонта предназначалась лишь для представителей пентакосиомедимнов.

Сельские поселения

Сельский пейзаж
Сельский пейзаж на фреске из Помпей, I в. Национальный археологический музей, Неаполь

Долгое время считалось, что сельские жители Аттики концентрировались в основном в небольших городках, поселках или селениях, вокруг которых простирались обработанные поля. Так же, как это делали афиняне, имевшие за городом земельные участки, они рано утром отправлялись на сельскохозяйственные работы и ближе к вечеру возвращались домой. После широкомасштабных археологических исследований земель в этот взгляд пришлось внести коррективы. Оказалось, что кроме небольших поселков в сельской местности был распространен хуторской или усадебный тип построек.

На многих отдаленных участках владельцы имели дома со служебными помещениями, располагавшимися сравнительно изолированно друг от друга. Как правило, они представляли собой большие и удобные комфортные сооружения для постоянного обитания. Этот факт иллюстрирует слова Исократа о том, что некогда деревенские дома были красивее и дороже, чем городские.

Сельское и городское население

Комедийная сценка на сицилийском краснофигурном кратере
Горожанин и крестьянин беседуют на улице. Комедийная сценка на сицилийском краснофигурном кратере, 350–340 гг. до н. э. Лувр, Париж

Предполагают, что накануне Пелопоннесской войны в 430 г. до н. э. в Афинах, Пирее и прилегающих к ним территориях жило немногим больше 1/2 населения Аттики, а через 100 лет, в 330 г. до н. э., — 3/4. За счет скопления в городе пришлых — метеков — эта пропорция для гражданского населения выглядит несколько меньше: в 430 г. до н. э. в «городе» проживало около 1/3 человек, а в 330 г. до н. э. — 1/2 общего числа. В V в. до н. э. подавляющее большинство афинских политических и военных деятелей принадлежали к городским демам, а выдающиеся люди IV в. до н. э. происходили в основном уже из сельских. Оратор Демосфен, например, принадлежал к типично сельскому дему Пеонии, но сам жил в городе и даже не имел на родине земельных владений. Происхождение лиц, которые участвовали в городской строительной деятельности, торговых и финансовых делах, выступали в качестве свидетелей и судей в судебных процессах часто связано с сельскими демами, но сам характер их деятельности предполагает фактическое проживание в городе.

Ремесленники

Раскрашенная терракотовая статуэтка, V в. до н. э.
Плотник с пилой. Раскрашенная терракотовая статуэтка, V в. до н. э.

Еще одним источником размежевания населения полиса стало развитие городского ремесла и торговли. Уже вначале I тыс. до н. э. от земледелия начали отделяться такие ремесленные отрасли, как кузнечное дело и горшечное мастерство. По мере развития общества и хозяйства стали самостоятельными и другие виды ремесла, причем разделение труда со временем приобрело характер весьма дробной специализации. Ориентация ремесленного производства на товарно-рыночные отношения придавала этому виду деятельности выраженный коммерческий характер. Именно поэтому, с одной стороны, ремесленные слои создавали прочную основу городского класса средних собственников. С другой стороны, эта же причина обусловила настороженное отношение к ремесленному труду в земледельческих полисах, где он считался зазорным для граждан, а мастера такого вида деятельности являлись низшим социальным слоем. Городским ремеслом часто занимались пришлые, переселившиеся в какой-либо полис из-за границы, так называемые метеки.

На новом месте жительства они признавались лично свободными, но при этом отличались от коренного населения тем, что не имели здесь гражданских прав, обладали урезанной экономической и судебной правоспособностью. За право на жительство в городе, а также на занятие ремеслом и торговлей метеки должны были платить денежный налог. В Афинах около 480 г. до н. э. насчитывалось примерно 5 тыс. метеков. К началу Пелопоннесской войны в 431 г. до н. э. их число выросло до 10–15 тыс. человек. Примерно таким же оно оставалось в течение последующих 100 лет. Хотя в целом более половины метеков по своему имущественному положению относилось к средним слоям населения, среди них зачастую встречались богатые торговцы и собственники ремесленных мастерских, которые использовали свой деловой вес и влияние для получения афинского гражданства.

Рабы

Ритон в форме головы негра
Ритон в форме головы негра. Апулия, середина IV в. до н. э. Национальная библиотека Франции, Париж

Гражданам, а также и всему свободному населению города противостояли несвободные жители, прежде всего, рабы и вольноотпущенники. Основным источником рабства являлся военный плен, а также продажа людей, похищенных пиратами. Дети рабов должны были наследовать положение родителей. Рабы греческого происхождения встречались нечасто, большинство из них были чужеземцами — скифами, фракийцами, иллирийцами, лидийцами и сирийцами. Основные центры морской торговли, — Хиос, Самос, Коринф и Афины, — одновременно являлись крупными рабскими невольничьими рынками. С расцветом греческой экономики в VI–V вв. до н. э. приток рабов сюда постоянно увеличивался, соответственно, продажа пленных была важной статьей дохода, составляющей греческой морской торговли.

В Афинах в 414 г. до н. э. раб-ребенок стоил 72 драхмы, подросток — 200 драхм, а цена на взрослых рабов могла колебаться в зависимости от возраста, происхождения, квалификации и других факторов. Надежные сведения о числе рабов касаются преимущественно таких крупных развитых экономических центров, как Афины. По оценкам специалистов, в 480 г. до н. э. их здесь насчитывалось около 30–40 тыс. человек, что являлось нормой также и для других крупных городских центров того времени. Стремительный экономический рост привел к увеличению численности рабов, занятых в ремесле и сельском хозяйстве. В 431 г. до н. э. численность подневольного населения Аттики оценивалась в 115 тыс. человек. В дальнейшем число рабов в Афинах уменьшалось в застойные времена и вновь увеличивалось в период процветания, колеблясь между 60–100 тыс. человек.

Развитие ремесла и торговли придавало рабовладению высокую рентабельность. Средний доход от эксплуатации одного раба, занятого в ремесле, достигал один-два обола в день, или 60–120 драхм в год, в то время как содержание семьи свободного гражданина в Афинах в V в. до н. э. стоило 180 драхм в год. Иначе говоря, доход от двухтрех рабов был достаточен для содержания одной афинской семьи, состоящей из трех-четырех человек.



Поделиться ссылкой