Вазопись в Древней Греции

Протокоринфская ольпа
Протокоринфская ольпа, в изображении животных ощущается влияние восточного искусства, около 640–630 гг. до н. э. Лувр, Париж

В VIII–IV вв. до н. э. в Греции создавалось большое количество гончарной продукции. Собственные стили керамики существовали в разных местностях: коринфской, аттической, апулийской и т. д. Все сосуды ярко раскрашивались; в некоторых случаях вазопись представляла собой подлинное произведение искусства. На основании большого количества находок археологи создают классификации преобладающих стилей.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ПЕРИОД (IX-VIII ВВ. ДО Н. Э.)

Для развитого геометрического стиля IX–VIII вв. до н. э. характерно использование геометрических узоров, чередование широких и узких фризов, заполненных орнаментальными мотивами.Роспись тесно связана с формой сосуда, наиболее широкие фризы с самыми значительными изображениями помещаются на выпуклых частях сосуда. В VIII в. до н. э. элементами росписи становятся схематичные изображения животных и человека. Как правило, они не смешиваются с орнаментом, а выделяются в отдельный фриз. Сюжетами изображения являются сцены оплакивания умершего, состязания колесниц или военных походов.

ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРИОД (VII В. ДО Н. Э.)

Вазопись в это время развивалась под влиянием образцов орнамента и рисунка, заимствованных из восточного искусства. На ранних образцах стиля угловатые контуры геометрических фигур постепенно смягчаются, изображения приближаются к естественным формам. Геометрический орнаменттранс-формируется в сторону растительного декора, появляются розетки, гирлянды, завитки и листья. Широкие горизонтальные фризы коринфских ваз заполняют изображения  животных, среди которых были львы, кабаны, козы, а также гибридные существа — сирены и сфинксы. Широко распространилась техника чернофигурной и полихромной росписи, двухцветная гамма геометрической росписи — темный лак и красноватый цвет глины — теперь дополняется накладными красками — белой и пурпурной.

ЧЕРНОФИГУРНАЯ ЖИВОПИСЬ (VI В. ДО Н. Э.)

Геракл и кентавр Несс на чернофигурной амфоре
Геракл и кентавр Несс на чернофигурной амфоре, 620–610 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Афины

Чернофигурный вид росписи появился у коринфских мастеров в конце VII в. до н. э. Изображения наносились черным лаком на желтоватую или красную глину подсушенной необожженой поверхности сосуда. После обжига основа становилась красной, а поверхность фигурных изображений приобретала глянцевый черный цвет. Лица, мелкие детали или орнамент процарапывали тонким острием или рисовали белой и пурпурной красками. Композиционные схемы вазописи подверглись существенным изменениям. Художники изображали крупные фигуры с тщательно проработанными деталями, которые образовывали сценки с участием множества лиц. Наиболее популярными мотивами были пиршества, а также батальные сцены, что говорит о популярности героического эпоса. Росписью преимущественно украшались амфоры для хранения вина, кратеры для смешивания, ойнохои для разлива, а также чаши и кубки для питья. Совершенствованию техники росписи придавала импульс торговая конкуренция Коринфа, Афин, Лаконии и других центров производства. Около 570 г. до н. э. Афины вышли в этой гонке победителями, следующие 150 лет их мастера не знали себе равных в этом искусстве.

КРАСНОФИГУРНАЯ ЖИВОПИСЬ (V-III ВВ. ДО Н. Э.)

Вскоре после 530 г. до н. э. аттическими мастерами была создана новая техника вазописи, при которой фоновая поверхность рисунка покрывалась черным глянцем, а силуэты фигур и детали орнамента сохраняли естественный красноватый цвет неокрашенной глины. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид, а затем в ней стали работать и другие мастера: Евфроний, Евфимид и Финтий. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавший до этого чернофигурный стиль. Полный расцвет этой техники относится к периоду между 500 и 480 гг. до н. э.

По сравнению с чернофигурной живописью, у краснофигурной были явные преимущества. Светлые предметы на темном фоне выглядели более контрастно, лучше передавалась глубина и пространство. Изображения детально прорабатывались, использование тонких кистей открывало широкие возможности для творчества. Композиции изображений, по сравнению с предыдущим периодом,заметно упростились. Изображения стали динамичнее и приблизились к жизни. Художники умело передавали сложные ракурсы, человеческие фигуры изображались не только в профиль, но и в анфас, и в три четверти. Наряду с прежними сюжетами из мифологии художники начали использовать повседневные темы: танцы, застолье, спортивные упражнения; часто изображали жанровые и карикатурные сцены. Значение орнамента в краснофигурной живописи неуклонно снижалось.


Поделиться ссылкой