Арбелас

Арбелас
Поединок ретиария и арбеласа. II – III века н.э. Реконструкция автора, рисунок В. В. Голубева.

Некоторые иконографические памятники с Востока Империи демонстрируют особый тип гладиатора, который М. Юнкельманн называет сциссором . Однако термин сциссор упоминается всего один раз в списке гладиаторов ланисты К. Сальвиуса Капито. Здесь наряду с эквитом, фракийцем, мирмиллоном, ретиарием, сагиттарием, велитом, гопломахом, самнитом и галлом упоминается и scisso(r) . Это свидетельство относится к периоду Республики, вероятно к I веку до н.э. Позднее сциссор нигде не упоминается, что заставляет предположить, что этот тип гладиатора либо совсем исчез, либо сменил название. В пользу последнего предположения говорит упоминание в «Соннике» Артемидора, написанном во II веке н.э., гладиатора под названием арбелас (греч. αρβηλας). Здесь он приравнивается к димахеру, причем обоих гладиаторов автор считает наиболее коварными бойцами. Название гладиатора, очевидно, происходит от полукруглого ножа сапожника (греч. αρβηλος), очень напоминавшего оружие этого типа гладиатора. Таким образом, мы будем считать, что этот тип гладиатора первоначально назывался сциссор, а затем был переименован в арбелас.

На сегодня известно шесть изображений арбеласа. На трех из них арбелас представлен без противника, на одном его противником является ретиарий, а на оставшихся двух бой идет, очевидно, между двумя арбеласами. Таким образом, оппонентом арбеласа мог быть как ретиарий, так и другой арбелас. На двух рельефах доспех арбеласа без сомнения чешуйчатый, на других, возможно, кольчужный. Вряд ли можно предположить, что это просто туника , так как в таком случае бой закончился бы очень быстро. К тому же трудно представить себе, чтобы гладиаторы одного и того же типа в одних случаях были облачены в доспехи, а в других — довольствовались лишь туникой.

Таким образом, экипировка этого гладиатора состоит из шлема, чешуйчатого или кольчужного доспеха, закрывающего тело почти до колен, стеганой или металлической ламинарной маники на правой руке и коротких поножей на обеих ногах (обычно поножи доходят до колена, но на рельефе из Бодрума они совсем короткие и закрывают только половину голени). На всех рельефах изображены закрытые (с забралами) шлемы. В двух случаях шлемы имеют гребень, как на шлемах секуторов (возможно, такой шлем арбелас получал, когда сражался с ретиарием). На трех рельефах, в том числе тех, где показан бой двух арбеласов, поверхность шлемов гладкая (на одном рельефе форма шлема неясна). Щита у арбеласа нет вовсе, вместо него гладиатор держит в левой руке необычное оружие с трубчатым наручем, заканчивающимся клинком в форме полумесяца. Это оружие, вероятно, можно было весьма эффективно использовать для разрезания сети и парирования трезубца ретиария. В правой руке арбелас держал кинжал. На большинстве рельефов кинжал имеет прямой клинок. На рельефе из Бодрума как будто представлен изогнутый кинжал типа сика, однако рельеф в этом месте испорчен и уверенно сказать нельзя.

Необычное оружие для левой руки, должно быть, оставляло страшные рваные раны. Оно, вероятно, имело заточку по всей поверхности клинка (как внешней, так и внутренней). Таким образом, им можно было резать как при движении вперед, так и при движении назад (последнее особенно четко видно на одном из рельефов, где правый гладиатор уже готов срезать голову своему противнику, который изо всех сил противодействует этому руками). Недостатком этого оружия могло быть непрочное крепление трубчатого наруча — на обоих рельефах с изображением арбеласов в бою мы видим, что оружие с наручем в конце боя оказывается на земле. Так как ни один образец подобного оружия пока не был найден, остается только гадать, как была расположена рукоять и крепился ли наруч к руке. Казалось бы, самым логичным для такого вида оружия была бы перпендикулярная рукоять наподобие рукояти индийского катара или пата. Однако в таком случае оружие удерживалось бы достаточно крепко. Возможно, иногда трубчатый наруч специально сбрасывали, переходя к ближнему бою.




Поделиться ссылкой