Школы и подготовка гладиаторов

Школы гладиаторов
Макет-реконструкция Большой школы (Ludus Magnus). Музей Древнеримской цивилизации, Рим (Museo della Civiltà Romana, Roma), inv. M.C.R. n. 1788.

Гладиаторские школы (люди) бывали частными и императорскими. Первые находились в ведении частных предпринимателей. Собственники гладиаторских школ, как правило, принадлежали к классу сенаторов, в то время как упvравляющие (ланисты) могли быть свободнорожденными, вольноотпущенниками или даже рабами. Ланиста закупал или нанимал подходящих людей, соответствующим образом их готовил, а затем продавал или сдавал внаем организаторам игр. В период Империи появились императорские гладиаторские школы (ludi imperiali). Они существовали наряду с частными. Императорскими люди управляли чиновники-прокураторы.

Школы гладиаторов, вероятно, возникли вскоре после распространения гладиаторских игр. Однако первое упоминание о школе гладиаторов относится лишь к концу II века до н.э.: в 105 г. до н.э. консул Публий Рутилий Руф использовал учителей фехтования (докторов) из школы Гая Аврелия Скавра для обучения своих солдат искусству фехтования. Эта школа, вероятно, располагалась в Капуе. В Капуе же находилась и известная благодаря восстанию Спартака школа Гн. Лентула Батиата. Цезарь также владел школой гладиаторов в Капуе, однако предпочитал отдавать гладиаторов на обучение «в дома римских всадников и даже сенаторов, которые хорошо владели оружием». В письмах он настойчиво просил следить за обучением каждого гладиатора и часто лично руководил их занятиями. Позднее он построил также гладиаторскую школу в Равенне. Гладиаторы из основанных им школ позднее славились своей подготовкой на всю Империю и получили название «юлианцы».

Существование гладиаторских школ в Риме прослеживается, по крайней мере, до середины I века до н.э., когда организаторы заговора против Цезаря хотели воспользоваться услугами гладиаторов из расположенной поблизости школы. С конца I века н.э. в Риме было уже четыре императорские школы. Самой значительной была Большая школа (Ludus Magnus), расположенная рядом с Амфитеатром Флавиев (Колизеем). Здесь тренировались все типы гладиаторов. Подземный проход соединял эту школу с Колизеем. Таким образом, гладиаторы могли появляться на арене незаметно для народа.

Другие школы имели конкретную специализацию: Утренняя школа (Ludus Matutinus) была предназначена для подготовки венаторов и бестиариев (отсюда происходит и название, ведь венацио было частью утренней программы); в Галльской школе (Ludus Gallicus) готовили мирмиллонов; а Дакийская школа (Ludus Dacicus) приняла военнопленных, предназначенных для арены, после войны Домициана с даками.

До настоящего времени сохранилось здание только одной из этих школ (Ludus Magnus), развалины которого можно видеть рядом с Колизеем. Здание, построенное из кирпича, вероятно, было трехэтажным. Внутри располагался дворик с портиком и четырьмя фонтанами по углам. Дворик имел вид маленького амфитеатра, на 9 ступенях его трибун могло разместиться около 1200 зрителей. В центре северной и южной сторон были трибуны для особо важных гостей. На арену вели два входа, расположенные по главным осям амфитеатра. Центральную часть восточной стороны занимало большое помещение с колоннами, которое, как считают, было святилищем культа императора. В каморках на других сторонах жили гладиаторы. Предположительно здесь могло разместиться до 1000 гладиаторов.

Помимо Рима, Капуи и Равенны, известны люди и в других городах Италии: Помпеях, Ноле, Эсте, Пренесте. Много гладиаторских школ было и за пределами Италии, например в Британии, Галации, Каппадокии, Ликии, Памфилии, Киликии, Кипре, Понте, Пафлагонии, Галлии, Бретане, Испании, Германии и Реции, а также в Александрии в Египте.

Сооружение, известное как школа (или казарма) гладиаторов в Помпеях, на самом деле не является классическим образцом таковой. Это строение, расположенное рядом с Большим театром и окруженное с четырех сторон портиками с колоннами, было предназначено для прогулок зрителей в антрактах между представлениями в театре. Специальный проход соединял его с театром. Вообще, это древнейшее сооружение подобного типа в Италии. Оно датируется I веком до н.э. В 62 г. н.э., после того, как землетрясением была разрушена настоящая помпейская школа гладиаторов, это строение было превращено в гладиаторскую школу. Проход, соединявший его с театром, заложили, а вокруг двора позади колоннады построили двухэтажные жилые помещения. На первом этаже находились кельи гладиаторов, на втором — апартаменты ланисты. Не забыли построить также большую столовую и кухню. Дворик был отведен для тренировок гладиаторов. При раскопках здесь найдено большое количество предметов вооружения гладиаторов, а также 18 трупов взрослых и один скелет младенца в корзине — следствие трагической гибели города при извержении Везувия в 79 г. н.э.

Члены одной гладиаторской школы образовывали «фамилия гладиатория» (familia gladiatoria), обычно называвшуюся по имени хозяина. В скромных представлениях часто выступали представители только одной гладиаторской школы. Соответственно, бой проходил между товарищами одной «семьи». Только в играх, проводимых с большим размахом, участвовало несколько гладиаторских школ.

Подготовка гладиаторов складывалась из напряженных тренировок, хорошо сбалансированной диеты, массажа и постоянных медицинских обследований. В основном гладиаторов кормили ячменными продуктами, которые считались наиболее полезными для здорового и сильного тела. Из-за этого гладиаторов нередко называли насмешливым прозвищем гордеарии, то есть «питающиеся ячменем».

Обучение гладиаторов проводили доктора, большинство из которых в прошлом сами были гладиаторами. Обычно каждый такой инструктор был специалистом по подготовке только одного типа гладиаторов, например ретиариев или секуторов. Но встречались и профессионалы по двум-трем дисциплинам.

Гладиаторы тренировались на небольшой арене, обычно расположенной в центре гладиаторской школы. Тренировочное оружие было тупым и обычно, по крайней мере на начальных этапах, деревянным. Тренировочный щит (возможно, плетеный из прутьев) и деревянный меч весили вдвое больше настоящих, боевых образцов. Обучение начиналось с работы с деревянным столбом-манекеном (палус). Подобный подход использовался и в римской армии. Только затем переходили к тренировочным боям одного гладиатора с другим.

Обучение включало освоение не только технических навыков фехтования, но и психологическую подготовку. Например, многие гладиаторы из школы Калигулы были признаны плохими бойцами, так как не могли смотреть на атакующий их меч без рефлекторного зажмуривания.

От палуса происходит и название четырех рангов гладиаторов: примус палус (primus palus), секундус палус (secundus palus), терциус палус (tertius palus) и квартус палус (quartus palus). Однако известность и, соответственно, рыночная стоимость гладиаторов определялась в первую очередь победами в настоящих боях. Поэтому на каждого гладиатора имелся подробный архив записей, в котором отмечалось число его побед, поражений и, главное, сколько раз он получал высшую награду — лавровый венок. Эта информация указывалась в программе игр и на надгробных памятниках гладиаторов. Кроме того, каждому гладиатору после его первого боя выдавалась табличка (tessera gladiatoria), в которой указывалось его имя, хозяин, а также число боев и побед.




Поделиться ссылкой