Древние города майя

Много поселений майя обнаружили испанские конкистадоры, прибывшие покорять Америку. К большому сожалению, европейцами безжалостно уничтожались неповторимые исторические памятники: разрушались стелы, рельефы, грабились города, сжигались бесценные кодексы майя… Таким образом церковь боролось со всем, что могло помешать распространению религии. До наших дней каким-то чудом дошло 3,5 кодекса, тогда как майя хранили в каждом поселении свои записи по истории города, ритуальным, сельскохозяйственным обрядам, истории царских династий… Многие города к моменту начала захватнических походов испанских солдат были заброшены, что объясняется значительными междоусобными войнами, переделом собственности и завоевательными набегами тольтеков.

Все перечисленные факторы (а также природные катаклизмы) — причины запустения племенных центров: индейцы либо переходили на новое место, либо захватывали чужие города. Также это частично объясняет огромное количество известных историкам поселений майя: примерно 1000 городов и 3000 более мелких селений. Далеко не все из них изучены археологами, и, кто знает, быть может, нас ждут еще более поразительные открытия, чем те, которые сделали ученые на заре исследований.

Территория, занимаемая племенами майя, соответствует нынешней Мексике (Чьяпас, Юкатан, Кинтана-Роо, Кампече), Западному Гондурасу, Белизу, Сальвадору и Гватемале. Доступных посетителям поселений майя настолько много, что ни описать их все в книге, ни посетить их даже за несколько поездок по странам Центральной Америки не представляется возможным. Поэтому остановимся на наиболее известных и интересных городах: это Чичен-Ица, Паленке, Ушмаль, Копан и Тикаль.

Как добраться

Из Москвы в Мехико летают самолеты европейских авиаперевозчиков KLM и Air France (от $1100). До Чичен-Ицы можно добраться из города Мерида или города-курорта Канкуна (самолет из Мехико — от $190/120 в одну сторону соответственно), а затем — на автобусе из этих городов (около $5). До Паленке из Мериды также идет автобус (около $30), как и до города Ушмаля (до $10).

В гватемальский Тикаль легче всего попасть из столицы этого государства. Из Европы Iberia осуществляет беспересадочный перелет из Мадрида в Гватемалу. Тариф из Москвы по маршруту Москва — Мадрид — Гватемала составит от $1800. Удешевить полет можно, приземлившись в Нью-Йорке (Aeroflot, от $550), а затем купив там билет на рейс до Гватемалы (American Airlines/ TACA от $600). Далее ваш маршрут таков: самолет/автобус из Гватемалы до города Санта-Елена (около $130/10), а затем — на маршрутке до Тикаля (около $5).

В столицу Гондураса — город Тегусигальпа — лучше всего добраться из соседних стран. Оптимальным по соотношению время — деньги будет автобусный маршрут из Гватемалы (около $25), а там уж недалеко и до города Копан Руинас (автобус — около $25).

Ушмаль – «троекратный» город

Ушмаль (Uxmal) в переводе с языка майя (ox-mal) — «три раза». Можно предположить, что майя пришлось три раза завоевывать город или территорию, на которой он расположен, прежде чем окончательно поселиться в нем. Еще одна версия гласит, что это троекратно отстроенный город: майя возвели его 15 августа 1007 г. на месте более древнего поселения.

Как жители Ушмаля обходились без воды — одна из наиболее известных и долго мучавших историков загадок древнего города. Дело в том, что поблизости Ушмаля не обнаружили ничего, откуда жители могли брать воду. Намного позже выяснилось, что майя пользовались сложнейшей системой, за счет которой дождевая вода скапливалась в специальных резервуарах. Причем вода для «правительственных» нужд и вода для простого населения Ушмаля находились в разных ямах. На въезде в Ушмаль можно видеть один из таких резервуаров.

Ушмаль — один из наиболее крупных городов майя; по подсчетам историков, в нем было 25 000 жителей. Время расцвета города приходится на 600–900-е гг. н. э. Дошедшие до нас здания Ушмаля датируются 700–1000 гг. н. э. Желающим увидеть этот один из поразительнейших городов майя откроются восхитительные сооружения древности: Дом голубей, Дом карлика, Женский монастырь, Дом черепах, Дворец Правителя, Дом старухи, Храм фаллосов.

Настенный барельеф майя
Настенный барельеф майя

Дом карлика (или Большая пирамида, она же Пирамида Волшебника) — самое величественное здание Ушмаля. По легенде, его построил всего за одну ночь вылупившийся из яйца карлик, вступивший в открытую конфронтацию с правителем Ушмаля. Вождь назначил ему испытание: возвести за одну ночь самое высокое строение в городе. Наутро карлик проснулся на вершине пирамиды, откуда открывался чудесный вид на Ушмаль. Уникальность этого огромного сооружения в том, что основание у него овальное, тогда как у стандартных построек индейцев — квадратное или прямоугольное.

Дом карлика представляет собой не одну, а целых пять пирамид, как бы надетых друг на друга (сродни нашей матрешке). Жизненный уклад майя повелевал по окончании каждого календарного цикла сооружать новую пирамиду. Но строители не воздвигали новых зданий, они просто возводили вокруг старой пирамиды новую, больших размеров. Первая пирамида, самая маленькая, впоследствии засыпанная глиной, землей и камнями, представляла собой храм богу воды и дождя — Чаку. Прямо сверху построили пирамиду, над которой позже появилось новое святилище; вход в него сохранился до сих пор.

Наконец, последнюю, пятую пирамиду соорудили на высоте 30 м; к ней майя подвели две лестницы — с запада и востока. Пожалуй, лестница, ведущая к храму на вершине этой пирамиды, — самая поразительная из всех лестниц майя, и дело даже не только в том, что она самая длинная.

Лестница ушмальской пирамиды очень крута; стоящему у ее подножия может показаться, что она, образно выражаясь, упирается в небо, ведет непосредственно к богу дождя. Тому же, кто решит начать восхождение к храму, будет казаться, что его путь бесконечен и, кроме того, крайне труден: подниматься по ней приходится боком, касаясь телом ступенек. Путь рискнувшего добраться до неба заканчивается храмом в виде огромной головы Чака. В период расцвета Ушмаля каменная голова идола была покрыта золотом и поэтому ослепляла и устрашала простых смертных. Прибывшие же испанские конкистадоры отбили все драгоценные плиты и переплавили их в слитки для удобства транспортировки через океан. Можно только догадываться, каким суровым испытанием было восхождение на вершину пирамиды под сжигающим последние частички надежды и мужества солнцем для поселенцев города, не принадлежащих к касте жрецов.

Пирамида Волшебника
Пирамида Волшебника — единственная с овальным основанием
Подножие лестницы Пирамиды Волшебника
Подножие лестницы Пирамиды Волшебника особенно впечатляет

Вопреки распространенному мнению, наиболее почитаемым богом у майя (во всяком случае, в Ушмале — краю, где нет и не было ни одного даже малейшего источника воды) был не Кукулькан, а Чак — бог дождя. Здесь нет ничего удивительного — жизнь индейцев полностью зависела от него: чем обильнее будут дожди, тем больше воды можно накопить в резервуарах, а засуха в этих краях длится целых 6 месяцев. Поэтому скульптурные изображения Чака есть везде в Ушмале, на любом мало-мальски важном в политическом, ритуально-религиозном или культурном отношении здании. Главные отличительные черты этих скульптур — ощеренный рот и длинный загнутый нос, по виду напоминавший хобот. Ученые до сих пор бьются над этой загадкой — ведь население Мезоамерики не могло знать слонов!

Южнее Дома карлика располагается Дворец Правителя, где когда-то жил халач-виник (дословно с языка майя — «великий человек»), верховный правитель майя. Дворец Правителя — это комплекс из главного здания, находящегося по центру, и двух примыкающих к нему второстепенных сооружений. В каждой из боковых частей расположено 16 комнат; скорее всего, там жили слуги правителя. Особенно впечатляет фасад дворца, искусно выложенный поверху каменными плитами. Они представляют собой сложнейший и красивейший мозаичный узор, основными мотивами которого служат изображения Чака и Кукулькана, «оперенного змея». Примечательно, что этот дворец сооружен индейцами без помощи металлических инструментов. Крыша здания была плоской и оштукатуренной известняком, однако большая ее часть поддалась влиянию вездесущего времени, равно как и деревянные элементы строения.

Перед Дворцом Правителя, уровнем ниже, находится большая площадь, сообщающаяся с царскими покоями красивой, шириной в 40 м, лестницей. На площади возвышается скульптура двухголового ягуара — еще одно доказательство непосредственного влияния ольмеков на цивилизацию майя. Ягуар был родоначальником нескольких племен (и, как следствие, являлся священным животным), в более позднем пантеоне он олицетворяет собой подземный мир, смерть, воинские культы и охоту.

Маска загадочного животного. Музей Ушмаля
Маска загадочного животного. Музей Ушмаля

Вблизи Дома карлика располагается четырехугольный Женский монастырь, состоящий из четырех отдельных, но примыкающих друг к другу невысоких зданий, расположенных на разной высоте.

На всем протяжении постройки тянется резной орнамент в виде двух переплетенных змей (внешне напоминающих гремучих) с пернатыми головными уборами. К сожалению, лишь богатое воображение поможет туристам воссоздать великолепное убранство монастыря: от цельного орнамента сохранились лишь отдельные фрагменты. Чем служила эта постройка для жителей города, неизвестно. Возможно, здесь был зоопарк. Может быть, в не сообщающихся друг с другом комнатах находились люди и дикие звери, а во внутреннем дворе устраивались состязания, своего рода гладиаторские бои. А может статься, это был еще один комплекс, предназначенный для игры в мяч. Женским монастырем его назвали конкистадоры, которым это сооружение напомнило их католические монастыри.

Женский монастырь, западное здание
Женский монастырь, западное здание

По обеим сторонам арки главного входа можно различить красные отпечатки ладоней: согласно обычаям майя, так делали люди, давшие обет. Лучше всего сохранилась восточная часть четырехугольника — один из наиболее значительных примеров архитектурного стиля пуук, зародившегося как раз в Ушмале и получившего широкое распространение среди индейского населения.

Вблизи Дворца Правителя находится Дом черепах, названный так по находящимся на бордюре, идущем вдоль карниза, многочисленным скульптурам черепах. По мнению майя, эти животные, как и люди, страдали от нехватки воды и молили Чака о помощи. Вполне возможно, в благодарность за это майя и воздвигли дом, дошедший до наших дней, увы, в полуразрушенном состоянии.

Дом голубей — предположительно церемониальная постройка, посвященная Кукулькану. Свое современное наименование здание получило из-за характерной зубчатой крыши, напомнившей археологам голубятни, к сожалению, постройка очень плохо сохранилась, до нас дошел лишь кусок одной стены.

стена Дома голубей
Единственная сохранившаяся стена Дома голубей

Удивительно, но до открытия Ушмаля в первой половине XIX в. Вальдеком, Стефенсом и Казервудом местное население не особо интересовалось древнейшими развалинами и, вероятно, даже побаивалось их. Остается добавить, что все здания Ушмаля в свое время были мастерски покрыты красивейшими цветными орнаментами, а некоторые особо важные постройки — облицованы чистейшим золотом. Увы, все это не сохранилось: краски за долгие и беспощадные столетия облупились, выцвели, золото, в основном, переплавили в слитки испанцы и увезли домой, прочь от «варварских» племен, быть может, действительно знавших о том, сколько нам осталось жить.

Паленке – каменный город

На общем фоне следующий город майя, столица Баакульского царства — Паленке (Palenque на испанском, Лакам-ха на языке майя и Оттиоттиун («каменный город») на языке более поздних племен чоль), смотрится не так выразительно, как Ушмаль. Тем не менее, это поселение также вызывает неподдельный интерес у туристов. Самыми значительными архитектурными памятниками Паленке являются Храм надписей, Дворец Паленке, Храм лиственного креста, Храм Солнца, Храм черепов и Храм графа.

Скрижаль Солнца из Паленке. Гарвардский музей натуральной истории
Скрижаль Солнца из Паленке. Гарвардский музей натуральной истории

Нынешнее название развалин майя происходит от находящегося поблизости небольшого городка с таким же наименованием. Непосредственно же поселение майя возникло 2 августа 490 г. н. э. и просуществовало приблизительно 600 лет, подвергнувшись впоследствии полнейшему забвению и запустению. Более 1000 лет город стоял заброшенным, как будто сама земля подверглась жесточайшему проклятию богов майя, и до сих пор Паленке — один из наименее исследованных крупнейших городов майя (во время расцвета (VII в. н. э.) площадь его достигала 20 км2).

Дворец Паленке — реальное доказательство того, что майя были великолепными архитекторами: чтобы уменьшить вес крыши, древние строители проделали в сводчатом потолке незначительные ниши. Кроме того, соорудили превосходную дренажную систему для отвода излишков воды с крыши. Дворец Паленке настолько огромен, что его нельзя обойти за один день, хотя расчищенная часть едва ли больше до сих пор погребенной под завалами времени из камня, известняка и земли. Промышленные кислотные дожди с достойным зависти усердием уничтожают великолепную лепнину на стенах дворца, лишь во внутренних помещениях еще можно различить скульптурные изображения коронации правителей Лакам-ха.

Панорама Паленке
Панорама Паленке
Пакаль — легендарный правитель Паленке. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Пакаль — легендарный правитель Паленке. Национальный музей антропологии, г. Мехико

Над Дворцом Паленке возвышается отреставрированная в середине прошлого века башня в 5 этажей, служившая майя то ли обсерваторией, то ли дозорным пунктом. Интересно, что лестница, ведущая на ее верх, начинается только со второго этажа. Если считать, что башня действительно была смотровой, то этим можно объяснить, почему индейцы пользовались приставной лестницей: в случае опасности ее можно было легко втянуть внутрь, тем самым на какое-то время обезопасив себя от врагов.

Восточная часть внутреннего двора дворца — место жестоких жертвоприношений, где казнили изменников и пленных в угоду кровожадным богам.

Поражающий воображение Дворец Паленке, в центре — таинственная башня
Поражающий воображение Дворец Паленке, в центре — таинственная башня
Храм надписей, или Балуун Иет Наах
Храм надписей, или Балуун Иет Наах

Название Храма надписей происходит от найденных наверху здания трех больших каменных плит с более чем 600 иероглифами, описывающими историю города. Назначение этого храма (майя называли его Балуун Йет Наах — «Дом девяти спутников») предельно понятно — он служил усыпальницей для правителя города Ханааб Пакаля, чью гробницу нашли глубоко под храмом.

Путь к гробнице сквозь засыпанные коридоры археологи пробивали 2,5 года. Вместе с останками Ханааб Пакаля найдено достаточно много украшений; все они находятся в Национальном музее антропологии города Мехико. Для туристов открыт доступ к погребальной камере (но не внутрь: непосредственно к саркофагу путь закрыт).

Погребение Пакаля. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Погребение Пакаля. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Копия саркофага Пакаля. На крышке изображен спуск правителя в подземный мир. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Копия саркофага Пакаля. На крышке изображен спуск правителя в подземный мир. Национальный музей антропологии, г. Мехико

Правителя Лакам-ха похоронили в августе 683 г. н. э., он скончался на 81-м году жизни, что невероятно много для индейцев тех времен. Историки натолкнулись еще на одну загадку Паленке: при обследовании найденного в недрах Храма надписей трупа установили, что, судя по возрасту зубов, правителю на момент смерти было 45 лет…

Еще одна достопримечательность Паленке — Храмы крестов, а именно Храм Солнца, Храм креста и Храм лиственного креста. Эта группа святилищ посвящена трем великим богам Паленке (характерная тенденция для майя: каждое поселение как бы избирало себе своих верховных божеств). В каждом из трех храмов находится каменная стела. В Храме Солнца она изображает маску бога Солнца на щите, в двух других храмах в центре скульптурной композиции располагаются крестообразные предметы, символизирующие мировое древо, поддерживающее небеса по углам. Во всех трех зданиях по обеим сторонам от визуального центра стелы запечатлен один из правителей города, Кан Балам II: слева — ребенком, справа — во взрослом возрасте во время совершения церемониальных обрядов.

Храм Солнца
Храм Солнца
Барельефная маска майя
Барельефная маска майя

Тикаль – зеленый город, где слышны голоса духов

Очередной крупный город, столица Мутульского царства, находится среди Биосферного заповедника майя, специально созданного в 1990 г. и занимающего площадь в 16 000 км2. Один из древнейших городов майя (первые поселения появились в этом месте еще в VII в. до н. э.) просуществовал вплоть до X в. н. э., а во времена своего расцвета (V–IX вв.) его население даже достигало 200 тыс. человек. Правильнее было бы именовать город Тикаль, как это делали сами майя (дословно название поселения можно перевести как «место, где слышны голоса духов»). Еще более древнее обозначение, найденное при расшифровке иероглифов, — Йаш-Мутуль («зеленая связка»). Как и в случае с другими городами майя, множество сооружений Тикаля не исследовано до сих пор.

Тикаль — одно из редчайших поселений древнего мира, в котором хорошо сохранились деревянные элементы архитектуры. Это произошло, в основном, из-за того, что выполнили их из железного дерева.

«Мундо пердидо» (с испанского — «затерянный мир») — широко раскинувшийся ритуальный комплекс из 38 зданий, в центре которого находится Пирамида, самая старая постройка Тикаля и одно из древнейших сооружений Мезоамерики. По данным исследований, ее история начинается в VII в. до н. э.

Большая площадь Тикаля — как бы своеобразный центр древнего города. С обеих сторон она ограничивается двумя величественными пирамидами (Храм великого ягуара и Храм масок) с расположенными наверху храмами. В Храме великого ягуара находится погребальная камера одного из самых почитаемых правителей города — Ах-Какао.

Храм масок на Большой площади Тикаля
Храм масок на Большой площади Тикаля

Помимо этой площади, в Тикале есть еще 7 подобных комплексов, строившихся с промежутком в 20 лет, то есть по окончании одного из важных календарных периодов майя. Эти сооружения, впрочем, не столь значительны.

С севера к Большой площади примыкает Северный акрополь — сложнейший храмовый комплекс. Особый интерес вызывают 12 храмов, находящихся на разных уровнях, но обладающих единым основанием. В общей сложности здесь можно увидеть около 100 различных сооружений, пребывающих в различной сохранности и имеющих разную ценность как для майя, так и для современных туристов.

Храм верховного жреца, или Пирамида III
Храм верховного жреца, или Пирамида III

Наиболее ранние из простоявших до наших дней строений датируются III в. н. э., однако обнаруженные при раскопках материалы (человеческие кости, черепа, кремниевые орудия и пр.) относятся к VI в. до н. э., а непосредственно сама платформа, на которой раскинулся Северный акрополь, сооружалась примерно в V в. до н. э. Первые каменные постройки относятся к III в. н. э., но спустя 200 лет все здания засыпали и на них же воздвигли новое основание. Подобная перестройка прои зошла и в I в. н. э. Архитектурные изменения сопровождались человеческими жертвоприношениями, следы многих из которых удалось обнаружить археологам.

Напротив, на другой стороне Большой площади, находится еще один комплекс — Центральный акрополь, представляющий собой остатки дворцового комплекса.

На южном берегу Дворцового пруда (сохранившегося почти в неизменном виде) располагается Пирамида V, одна из самых высоких в Тикале (58 м).

Напротив «Мундо пердидо» возвышается еще одна Пирамида, называющаяся Храмом верховного жреца.

Рядом с ним расположен Дворец летучей мыши, а на самом западном краю исследованной территории Тикаля находится высочайшая Пирамида города — Храм двухголового змея (или Кукулькана).

Остается заметить, что, по последним данным историков, гибель цивилизации майя напрямую связана с Тикалем. Точнее, с ожесточенными войнами между ним и могущественнейшей столицей Канульского царства — Калакмулем. Эти сведения ученые получили из расшифровки надписей на найденных стелах в древнем городе Канкуэн (Гватемала).

Скульптура на Площади стел
Эта скульптура на Площади стел — потрясающий образец искусства майя
Пирамида XVI
Пирамида XVI, скрывающая в своих недрах еще три храма

…А на самой границе с Мексикой, в непроходимых джунглях, скрывается еще один древний город майя — ЭльМирадор, как бы вынесенный за скобки этого мира. Подумать только, что и в XXI в. еще остались места, которых не касалась рука человека едва ли не тысячу лет! Про Эль-Мирадор известно, что он был обитаемым городом на протяжении почти тысячелетия: VII в. до н. э. — II в. н. э. Главная пирамида Тигре в Эль-Мирадоре возносится на высоту 55 м, а площадь сооружения достигает 20 км2! Почти за 100 лет, прошедших с момента его обнаружения, исследовали лишь крошечную его часть, что объясняется отсутствием дорог и, как следствие, крайне низкой доступностью для экспедиций. Для туристов, разумеется, город тоже пока закрыт. Тем не менее, Эль-Мирадор, являясь одним из самых больших поселений майя, наверняка подбросит ученым еще несколько новых загадок и даст ответы на интересующие уже не один век вопросы.

Копан – здесь правили «стопы солнца южного неба»

Копан («мост» в переводе с одного из местных наречий), или Хуушвитик (древнее название не только города, но и близлежащих земель), находится в Гондурасе, совсем недалеко от границы с Гватемалой. Дата основания города, как и большинства поселений майя, точно не определена, но первые упоминания о нем относятся к I в. до н. э. В 426 г. здесь создали царскую династию (всего насчитывается 17 царей, поочередно правивших Копаном на протяжении четырех веков). Для власть предержащих Копана существовал особый титул — «стопы солнца южного неба», это означает, что городу подчинялась вся южная территория, заселенная племенами майя.

К середине IX в. Копан практически мгновенно опустевает, многие постройки сжигаются и разрушаются. Характерное доказательство внезапного падения этого крупного поселения — один из найденных алтарей: работавший над ним мастер так и не закончил вырезать изображение коронации последнего правителя Копана.

Во времена своего расцвета Копан был одним из красивейших городов для майя, во многом из-за превосходного монументализма. Существует легенда, согласно которой майя придумали столь популярную в современном мире поговорку «Увидеть Париж и умереть». Только, разумеется, так они говорили о Копане.

Наиболее значительный интерес для туристов представляет Акрополь, бывший дворцовый комплекс. Его территория условно делится на Западную и Восточную (или Двор ягуаров) площадки. На Западной выделяется Пирамида XVI, самый крупный храм Копана из числа возводимых в честь погребения правителей.

Пирамида построена над более древним Храмом Розалила, под которым скрываются еще более старые постройки: Храм Хуналь с гробницей первого правителя из царской династии Копана и Храм Маргарита с усыпальницей его жены. Это отличительная черта всего Акрополя: разбирая завалы его восточных террас, обрушенных подкравшейся одноименной городу рекой, археологи обнаружили подземные здания, относящиеся к более раннему периоду. Впоследствии, чтобы избежать дальнейших размывов и разрушений бесценных памятников, русло реки отвели в сторону.

У подножия пирамиды находится копия найденного здесь же церемониального алтаря, изображающего принадлежащих к царской династии правителей Копана. Оригинал алтаря хранится в Музее скульптуры майя, на территории современного Копана. В нем же можно полюбоваться на восстановленный фасад Храма Розалила.

Река разрушила большую часть Восточного акрополя; из сохранившихся строений можно отметить давным-давно разграбленную гробницу 16-го, предпоследнего правителя Копана, Пирамиду XXII, представлявшую собой огромную гору (вероятно, здесь находился тронный зал), и здание Попольнах, где совещались высокопоставленные майя.

С юга к Акрополю примыкает Кладбище, наверняка являвшееся во времена майя частью этого дворцового комплекса. Кладбищем это место назвали ошибочно, приняв за гробницы дома знати, слуг, родных 16-го правителя и непосредственно его царскую резиденцию.

На северо-западе Акрополя, на углу Главной площади Копана, находится Пирамида XXVI с ведущей на вершину поразительной иероглифической лестницей. Это самая длинная из известных надписей майя — общее число иероглифов на ней достигает 2000.

Стела и фрагмент иероглифической лестницы на Пирамиде XXVI
Стела и фрагмент иероглифической лестницы на Пирамиде XXVI

Предположительно, здесь рассказывается об истории города: исследователи расшифровали надписи с лицевых сторон камней, составляющих только 15 ступеней из 63, остальные камни найдены у подножия разбросанными в хаотическом порядке. Увы, восстановить подлинный порядок следования камней так и не удалось. Внутри Пирамиды XXVI также находятся более старые строения: Храмы Йаш, Мотмот, Папагайо, Маскарон, Чорча и Эсмеральда.

Своей северной частью Акрополь примыкает к Главной площади, или Площади стел, где собрано более 10 обнаруженных при раскопках каменных изваяний, изображающих 13-го царя Копана, его предков и божественных покровителей города. Высота некоторых из них — более 3 м.

Скульптура из Копана, напоминающая летучую мышь
Скульптура из Копана, напоминающая летучую мышь

Сердце Площади стел — Малая пирамида; юго-восточнее располагается стадион для игры в мяч, с каменными статуями попугаев. Эта площадка — вторая по величине из всех найденных сооружений подобного типа. Самая большая находится в Чичен-Ице.

Чичен-Ица – город у колодца

Чичен-Ица, как прозвали его майя, — один из самых молодых и поэтому наиболее хорошо сохранившийся город. Скитавшиеся после потопа по Юкатану племена майя набрели в итоге на незаселенную местность, где и заложили город, название которого можно перевести как «у колодца племени Ица». Город просуществовал вплоть до XI в., когда был окончательно заброшен. На его территории находятся как постройки стиля майя, так и здания, условно причисляемые к стилю тольтеков. Дело в том, что культ предков постепенно сходит на нет, и к X в. главенствующим становится воинский стиль, более характерный для сооружений тольтеков. В это время Чичен-Ица существенно перестраивается.

Вход в Чичен-Ицу и выход из города
Вход в Чичен-Ицу и выход из города
Стена самого большого поля для игры в мяч
Стена самого большого поля для игры в мяч

Наиболее значительные постройки в городе, доступные посетителям, — Пирамида Кукулькана, Храм воинов, Храм ягуаров, Обсерватория Караколь, самое крупное поле для игры в мяч (135 м в длину, высота стен, ограждающих поле, — более 8 м), Группа тысячи колонн и Священный сенот, или Колодец смерти.

Пирамида Кукулькана — главная достопримечательность города и, вполне вероятно, самое значительное строение времен расцвета города. Кукулькан — «оперенный змей», что на языке майя соответствует Кецалькоатлю в науатле, языке более поздних племен: тольтеков, ацтеков, тепанеков, аколуа, тлашкальтеков и др.

Символ Кукулькана, найденный на дне Священного сенота. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Символ Кукулькана, найденный на дне Священного сенота. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Пирамида Кукулькана
Пирамида Кукулькана

На вершине, согласно обычаям майя, установлен храм, к которому с каждой из четырех сторон поднимаются лестницы, имеющие 91 ступеньку. Если сложить вместе количество ступенек, ведущих к храму, и добавить его площадку-основание в качестве последней ступеньки, то получится число 365 — количество дней в календаре майя. Это таинственное совпадение дало возможность некоторым историкам утверждать, что Пирамида Кукулькана была не только религиозным, но также астрономическим и мистическим символом.

Здесь необходимо рассказать о том, что время у майя — это созданная богами для людей полностью материальная субстанция, как бы покрывающая пленкой землю. Год майя равнялся 365 дням, однако делился на 18 месяцев по 20 дней. Остальные дни объявлялись темными и несчастливыми. Был у племени и другой календарь, по которому жили боги (260 дней и 20 недель, по 13 дней в каждой). Существовал и третий календарь — для Верховного бога, Творца всего сущего. Когда эти 3 цикла соприкасались друг с другом (то есть раз в 52 года), случались серьезные катаклизмы, поэтому жертвоприношения должны были быть особенно обильными, а молитвы — более усердными. Интересно, что календарный год майя более близок к солнечному году, нежели современный григорианский.

Календарная система майя (основывающаяся на календаре ольмеков) была стабильной и удивительно четкой, что доказывается множеством неслучайных совпадений. Помимо этого, можно было узнать любой день на временной линии в 9 млн лет. Вразумительность и стройность календаря этого племени заставляют хотя бы прислушиваться к предсказаниям о глобальной природной катастрофе 23 (по другим данным — 21) декабря 2012 г. По мнению майя, именно тогда закончится пятая эпоха Вселенной, начавшаяся 11 августа 3114 г. до н. э.

Другое знаменитое здание Чичен-Ицы — Обсерватория (еще одно название — Караколь, «раковина улитки»). Хотя верхняя часть ее сильно разрушена, но общее впечатление от грандиозного строения обязательно останется неизгладимым.

Обсерватория Караколь
Обсерватория Караколь

Резкая смена главенствующих культов привела к тому, что на севере ЧиченИцы, где особенно сильно ощущается влияние тольтеков, находятся мрачные здания, служившие племени местами кровожадных культов. Так, на самом краю Чичен-Ицы расположен Колодец смерти, или Священный сенот. Его внушительные размеры (диаметр — 60 м) и огромная глубина (50 м) уже вызывают неприятные, граничащие с отвращением ощущения, а если подойти к его краю и попытаться заглянуть внутрь, то можно себе представить весь неизбежный ужас, всю кричащую обреченность людей (в основном, девушек), сбрасываемых в него верховными жрецами Чичен-Ицы в качестве жертв богам. Это подтверждают вызывающие дрожь находки на дне сенота: множество человеческих останков вперемешку с украшениями и бытовыми предметами.

Платформа Венеры (этой планете поклонялись некоторые племена майя и тольтеков), Платформа ягуаров и орлов находятся вблизи Храма черепов. Нет сомнений, что на этих платформах, даже непосвященным посетителям напоминающих языческие алтари, также устраивались человеческие жертвоприношения. Об этом красноречиво говорят изображенные на стенах Платформы ягуаров и орлов священные животные, поедающие человеческие сердца.

Северный храм примыкает своей южной стороной к площадке для игры в мяч, с запада которой находится Храм ягуара, делящийся на два святилища — Верхнее и Нижнее. Предположительно, из верхнего Храма ягуара жрецы наблюдали за игрой, тогда как проникнуть в Нижний храм можно только снаружи площадки.

Вход в нижнее святилище Храма ягуара
Вход в нижнее святилище Храма ягуара
Священный сенот — жуткий Колодец смерти
Священный сенот — жуткий Колодец смерти

Храм воинов — это колоссальное здание с основанием в виде четырехуровневой пирамиды размерами 40 х 40 м.

Свое название этому храму дали четыре ряда 3-метровых колонн с изображениями воинов (предположительно именно тольтекских, а не майя), располагающихся на площадке перед ним. Тысячу лет назад эти колонны служили опорой для крыши, которую, к сожалению, поглотило без остатка ненасытное время. Та же участь постигла и крышу святилища на вершине храма. Вход в саму святыню до сих пор охраняют безмолвные стражи — две колонны, изображающие пернатого змея.

Храм воинов
Храм воинов — непосредственное доказательство того, что у майя культ предков отмирает
Платформа ягуаров и орлов
Платформа ягуаров и орлов — одно из мест для человеческих жертвоприношений

На противоположной стороне можно наблюдать Группу тысячи колонн, окаймляющих большую площадь с трех сторон и расположенных в несколько рядов. С юга к этой площади примыкает Рынок. Может быть, эти колонны тоже когда-то поддерживали крышу, являвшуюся продолжением индейского Рынка, а по своеобразным галереям ходили торговцы, предлагавшие свой товар…

На самом юге археологической области находятся наиболее древние сооружения: Могила верховного жреца (Осуари, или Малая пирамида), Красный дом, уже упоминавшаяся Обсерватория, Женский монастырь (20 м в высоту) и Церковь (Иглесия).

Красный дом — типичное жилище майя
Красный дом — типичное жилище майя
Группа тысячи колонн
Группа тысячи колонн

На вершине Малой пирамиды (10 м в высоту) расположены семь богатых захоронений, вероятно, там погребены исключительно верховные жрецы ЧиченИцы. Красный дом (рядовая постройка майя) покрыт характерной красной краской, отчего и получил такое наименование.

Женский монастырь в Чичен-Ице именуется так по тем же причинам, что и монастырь в Ушмале. Аналогичным образом получило название и стоящее рядом с монастырем сооружение. Разумеется, у майя никогда не было и быть не могло церквей. Вообще, эти два здания больше похожи на дворцовый комплекс.

Пирамида Кукулькана на закате
Пирамида Кукулькана на закате

Заключение

Это покажется удивительным, но майя существуют до сих пор. Прямые потомки некогда величайшей цивилизации Центральной Америки в нынешнее время живут на юге Мексики, а также в Гватемале, Белизе и Сальвадоре, насчитывая в общей сложности 7 млн человек. Многие из них до сих пор говорят на языке своих предков, не знают испанского и придерживаются традиционных верований (это касается преимущественно жителей джунглей и сельской местности).

В настоящее время все доступные осмотру памятники майя тщательно оберегаются: так, например, была спасена от влияния плохих погодных условий уникальная иероглифическая лестница в Копане. в этом же городе русло одноименной реки было отведено в сторону, чтобы сохранить останки Акрополя. Современный мир ведет себя человечней по отношению к своему прошлому; жаль, что уже никогда не получится приумножить подлинное богатство майя. Успеть бы сохранить то, что осталось, пока еще не стало слишком поздно…




Поделиться ссылкой