Киевское княжество. Черниговское и Северское княжества. Новгородские земли

Как Киев перестал быть столицей

Киев, формально оставаясь «матерью городов русских», с середины XII в. стремительно терял политическое и экономическое значение. С развитием связей Европы с Азией через Средиземноморье и Малую Азию Киев, стоявший на пути «из варяг в греки», оставался в стороне от бурной международной торговли.

КИЕВСКИЙ МИТРОПОЛИТ
КИЕВСКИЙ МИТРОПОЛИТ
Золотые колты (серьги). Свинцовая печать киевского митрополита

Для киевской земли не прошли бесследно разорительные междоусобные войны. К тому же Киев граничил с южной степью, и постоянные набеги кочевников истощали край. И всё же, несмотря на опустошительные разграбления и пожары, Киев оставался красивейшим русским городом и культурным центром. Здесь до 1169 г. находился церковный центр всей Руси, резиденция главы общерусской церкви — митрополита. Здесь велась общерусская летопись, здесь было написано «Слово о полку Игореве», ярчайший памятник древнерусской литературы. Для Руси водный путь по Днепру и его притокам сохранял важное значение, связывая удалённые княжества, и путь этот лежал через Киев.

После смерти Юрия Долгорукого на киевский стол заявил права его сын Андрей Юрьевич Боголюбский. В 1169 г. он овладел Киевом. С правлением Боголюбского закончилась историческая роль Киева как собирателя русских земель. С 1169 г. по воле князя Боголюбского новым духовным и политическим центром Руси стал Владимир, удалённый от половцев и защищённый от их набегов. В новую столицу вывезли византийский дар — икону Богоматери XII в., получившую название Владимирской и ставшую национальной святыней.

Бармы (ожерелье) киевских князей. XI—XII вв.
Бармы (ожерелье) киевских князей. XI—XII вв.

Черниговские и Северские земли

История Черниговского княжества тесно связана с энергичными потомками Олега Гориславича, княжившими в Чернигове и соседнем Северском княжестве, обособившемся от Черниговского в 40—50-х гг. XII в. Плодородные земли и обширные вотчины черниговской знати давали хороший доход, и в Чернигове процветала торговля. Положение черниговских земель выгодно отличалось от не менее плодородных киевских. Чернигов, как и Киев, соседствовал с половецкой степью, но благодаря давней дружбе Ольговичей (потомков Гориславича) с половцами Чернигов долгое время не подвергался разорительным набегам.

Княжеский терем в Чернигове. XI в. Реконструкция
Княжеский терем в Чернигове. XI в. Реконструкция

Помощью половцев в 1180 г. воспользовались черниговские и северские князья, в том числе и северский князь Игорь Святославич (сын Святослава Ольговича, внук Гориславича), герой «Слова о полку Игореве». Совместными силами князья захватили смоленские земли, а потом двинулись на Киев, чтоб усадить там старшего в своём роду Святослава Всеволодича. В этот раз они потерпели неудачу, но в 1174 г. Святослав всё же сел в Киеве и правил совместно с одним из Мономашичей, против которого ранее и ходил с половцами. Став киевским князем, Святослав испытал на себе традиционное для Киева половецкое давление. Собрав войско в союзе с другими удельными князьями, он дал отпор кочевникам, а в 1185 г. в половецкой степи разорил их станы и взял богатую добычу. Игорь, не принимавший участия в походе 1185 г., решил, что пришло его время поживиться в половецкой степи. Дружина Игоря была разбита, а он сам попал в половецкий плен. Половцы, вдохновлённые победой, двинулись на Русь. Страна была опустошена половецкими ордами. С трудом удалось изгнать кочевников из Руси. Об этих событиях и повествует «Слово о полку Игореве».

Игорь бежал из половецкого плена. В 1198 г. Игорь стал великим князем Черниговским и прокняжил до своей смерти в 1202 г. в возрасте 52 лет.

Пятницкая церковь в Чернигове. Конец XII — начало XIII в.
Пятницкая церковь в Чернигове. Конец XII — начало XIII в.

Вольные новгородцы

Из-за географического расположения и истории Новгородские земли всегда стояли особняком среди русских княжеств. На берегах Ильмень-озера и реки Волхов существовали поселения ильменских словен, кривичей и финно-угорского племени меря (нарева). Небольшие посёлки, в которых жили представители этих племён, назывались Славенский, Людин и Наревский. Между этими посёлками появилось укреплённое место, где разместилось жречество, старейшины племён и, возможно, первые славянские князья. Эта крепостица и получила название Новгород. Племенные посёлки объединились и стали частью города, его концами.

Новгородская знать сформировалась задолго до появления династии Рюриков. Это были потомки племенных старейшин и жречество — ограниченный круг семейств, собирающих дань с подвластного им населения, а потом земли, на которых жили их данники, были захвачены знатью и превратились в частные землевладения, вотчины. Владельцы таких вотчин составили местное боярство. Таким образом, новгородские бояре — это не княжеские дружинники, пожалованные землёй, а старинные родовитые землевладельцы, владеющие вотчинами по праву рождения. Пришлое, княжеское боярство не укоренялось в Новгороде.

Подобное положение сложилось и в других городах новгородских земель: в Пскове, Белоозере, Ладоге, Изборске.




Поделиться ссылкой