Образование государства Русь

В течение V-VIII вв. славянские племена, взаимодействуя с коренным балтийским и финно-угорским населением, расселились по Восточно-Европейской равнине. Успешные военные походы, которые славяне осуществляли в земли более развитых соседей, прежде всего Византии, способствовали накоплению у племенной знати значительного объёма добычи. В результате ускорялась имущественная и социальная дифференциация восточнославянских племенных союзов, что стало одной из главных предпосылок появления государственности.

Основные причины появления государственности у восточных славян:

  • кризис родоплеменных отношений и переход к соседской общине и феодальному обществу;
  • общность этнокультурного происхождения;
  • необходимость защиты территорий от общих врагов;
  • близость политического устройства;
  • общие экономические цели.

Таким образом, в результате длительного процесса политической, экономической и этнокультурной консолидации восточнославянских племён на рубеже VIII-IX вв. возникло государственное образование с центром в Киеве. Однако в исторической науке длительное время шли острые дискуссии вокруг проблемы возникновения Древнерусской государственности. В качестве главных оппонентов выступали норманисты и антинорманисты. Рассмотрим аргументы каждой из сторон.

Существует несколько теорий создания Киевской Руси. Норманская (предложили немецкие учёные XVIII в. Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер, приглашённые в Петербургскую академию наук). Сущность: созданием собственного государства восточные славяне обязаны исключительно внешнему, в частности норманнскому (варяжскому) воздействию. Эта теория экспорта государственности основывалась на «Повести временных лет», некоторых западноевропейских и византийских хрониках, скандинавском происхождении отдельных древнерусских этнонимов, экономических связях норманнов со славянами, а также на том, что первые киевские князья были по происхождению норманнами.

VIII-X вв. в европейской истории считаются временем викингов. Эти выходцы из Скандинавии, известные также как норманны, или варяги, проводили на своих драккарах многочисленные морские походы, которые сопровождались грабительскими нападениями на побережье европейских стран (Англии, Франции). Однако среди славянских племён они, прежде всего, воспринимались как торговые партнёры, чему способствовало наличие легендарного пути «из варяг в греки».

Впервые в землях восточных славян варяги появились ещё в VIII в., что подтверждается данными археологических раскопок Старой Ладоги — старейшего города Восточной Европы (753). Именно туда, в составе одной из торговых миссий, прибыл варяжский конунг (вождь) Рюрик, который и стал впоследствии родоначальником династии Рюриковичей, правившей на протяжении всего существования Древней Руси.

Рюрик
Рюрик (?-879) — согласно летописям, норманн из народа русь. С 862 г. стал новгородским князем, тем самым основав новую княжескую династию Рюриковичей. Часть исследователей считает его основателем Древнерусского государства.

Опасность норманнской теории состоит в том, что она лишает русский народ инициативы, изображая его лишённым способности к самостоятельному историческому развитию.

Антинорманнская теория (М. Ломоносов предложил в XVIII в.) отрицала какое-либо влияние норманнов на процесс создания Древнерусского государства, основываясь на концепции невозможности привнесения государственности извне. По мнению М. Ломоносова, создание Древнерусского государства было результатом исключительно внутренних процессов в славянской среде.

Большинство современных российских исследователей (Е. Мельникова, В. Петрухин) являются сторонниками теории естественноисторического процесса. Не отрицая самого факта наличия на Руси норманнских дружин, они относятся к «варяжскому фактору» как к катализатору, который ускорил появление государственности у восточных славян. Сторонники данной теории апеллируют к тому, что не обнаружено сколь-либо значимого влияния варягов на хозяйственные и социально-политические институты славянства. Мало общего с норманнами имеют славянский язык и культура.

Не вызывает сомнения, что факт призвания варягов свидетельствует в первую очередь об истоках правившей несколько столетий на Руси княжеской династии, тогда как его влияние на формирование русской государственности не имело определяющего значения.

Существование Древнерусской державы как относительно цельного образования охватывает период со 2-й половины IX в. до 30-х гг. XIII в. Истоками российской государственности принято считать 862 г., в котором новгородские бояре, стремясь преодолеть внутренние разногласия между чудью, кривичами и словенами, пригласили на княжение варяжского конунга Рюрика.

Относительно этимологии самого термина «Русь» историки также долго не могли прийти к единому знаменателю. Одна из версий связывает его происхождение с финно-угорским словом ruotsi, что означало «гребцы». Именно так финно-угорские племена называли своих соседей — скандинавов. В противовес этой версии сторонники антинорманнской теории утверждали, что корень «рос» был характерен для многих славянских топонимов — реки Рось, Роставица и др.

Многие современные историки сходятся во мнении, что изначально термин «Русь» имел не этническую, а скорее социальную окраску. Им обозначали варяжских конунгов и их многонациональную дружину воинов-гребцов. Скорее всего, они и подразумевались в «Бертинских анналах», где в описании событий 839 г. говорилось о визите послов «росов» к франкскому королю Людовику Благочестивому. И только спустя десятилетие данное название было распространено и на земли, пребывавшие под контролем Рюриковичей и их дружин.

Внутренняя политика великих киевских князей.

После смерти Рюрика (879) власть в Новгороде перешла к одному из его военачальников Олегу, ставшему регентом при малолетнем сыне умершего князя — Игоре. Спустя несколько лет Олег решил перенести свою резиденцию в Киев, находившийся в более выгодном геополитическом положении. Согласно летописным данным, там уже более двадцати лет при власти находился дуумвират князей Аскольда и Дира, которые осели в Киеве в 860 г., возвращаясь из похода на Константинополь.

Олег Вещий
Олег Вещий (?—912) — новгородский (879-882) и киевский (882-912) князь. В 882 г. захватил Киев, объединив земли Северной и Юго-Западной Руси. Также считается одним из основателей древнерусской государственности.

Олег знал, что местное киевское боярство недовольно тесными контактами своих правителей с Византией, опасаясь, что следствием этого могло стать их насильственное обращение в христианство. Умело используя данные противоречия, Олегу очень легко удалось завладеть властью в Киеве, мотивируя это тем, что он отобрал престол у «самозванцев» Аскольда и Дира с целью усадить на него законного представителя династии Рюриковичей — Игоря.

В 882 г. князь Олег осуществил поход из Новгорода в Киев, тем самым объединив северные и южные русские земли. Политической формой этого объединения стала раннефеодальная монархия с элементами федерализма.

Христианство
Христианство — одна из трёх мировых религий (наряду с исламом и буддизмом). Имеет три основных направления — католицизм, православие, протестантизм, а также множество сект. Общим для всех направлений христианства является вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя (мессию) мира. Христианство возникло в I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи.

Правление Олега (882-912) прошло под знаком собирания русских земель и консолидации их вокруг Киева. В основу этого процесса он положил модель централизованного государства. Вскоре под его властью оказались Чернигов, Переяслав, Смоленск, Любеч и др. Признание превосходства киевского князя заключалось в готовности платить дань и предоставлять по великокняжескому требованию собственное войско.

Во время одного из своих походов Олег погиб (по другой теории — умер от болезни). Несколько летописей, в том числе и «Повесть временных лет», распространили легендарную версию смерти Олега, которую он якобы получил от укуса змеи, которая пряталась в черепе его умершего любимого коня.

Сын легендарного Рюрика Игорь (912-945) жестоко подавлял сепаратистские настроения покорённых племён (древлян, уличей). Племена древлян и уличей не хотели признавать верховенство киевского князя и платить ему дань. Силой Игорь подчинил древлян, и после длительного противостояния, длившегося три года, присоединил уличей, но последние лишь формально признали власть Великого князя и, покинув земли Среднего Поднепровья, переместились на Подунавье.

Походы поглощали значительное количество средств, что заставляло князя постоянно увеличивать дань (полюдье). Это привело к восстанию древлян, во время которого Игорь был убит.

Его жена княгиня Ольга (945-964) своё правление начала с подавления древлянского восстания: уничтожила древлянскую племенную элиту, а их главный город Искоростень был сожжён. В летописях существует несколько изложений мести княгини. Наиболее распространённой является та, в которой Ольга предложила древлянам выплатить дань птицами: по три голубя и три воробья с каждого двора. Получив дань, она приказала привязать к лапкам птиц зажжённую паклю с серой и отпустить их. Голуби и воробьи вернулись к своим гнёздам под крыши домов, тем самым спровоцировав пожар в главном городе древлян.

В дальнейшем Ольга провела важные реформы: налоговую (погосты — места сбора дани, уставы — порядок сбора, уроки — определяли размер дани), административную (появление посадников). Они способствовали укреплению единства государства. Власть Киева окончательно признали тиверцы и усмирённые древляне. Княгиней рассматривалась проблема христианизации Руси (Ольга приняла христианство в 957 г.).

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) прежде всего отметился активной внешнеполитической деятельностью. В 964-966 гг. он подчинил вятичей, волжских булгар и буртасов (мордву); разгромил Хазарский каганат; обложил данью племена ясов и касогов на Северном Кавказе. В 968 г. киевский князь во главе шестидесятитысячного войска двинулся на Болгарию. Святослав разбил болгар и захватил 80 городов вдоль Дуная. Впоследствии снял осаду Киева печенегами (968). Второй поход на Балканы (969) был менее удачным, и в 971 г. Святослав был вынужден подписать мир под Доростолом. Был убит печенегами в 972 г.

После смерти Святослава великокняжеский престол перешёл его старшему сыну Ярополку (972-980). Среднему сыну Олегу причиталась земля древлян, а младшему — Владимиру, матерью которого была ключница княгини Ольги Малуша, достался Новгород. Спустя некоторое время младшие братья вступили в борьбу с Ярополком за киевский престол. В этой борьбе был убит Олег. Владимиру пришлось временно покинуть Русь, выехав «за море» в Скандинавию. Собрав там дружину из наёмников-варягов, он возобновляет попытки получить власть в Киеве. Вскоре Ярополка убивают, и Владимир занимает великокняжеский престол.

Владимир Великий (978/980-1015) завершил объединение славянских земель вокруг Киева (присоединил Красную Русь, историческую область на западе современной Украины, Закарпатье). Русь превратилась в крупнейшую державу тогдашней Европы с территорией более 800 тыс. квадратных километров и населением около 5 млн.

Владимир Великий
Владимир Великий (960—1015) — новгородский (970-988) и киевский (978/980-1015) князь. Один из наиболее выдающихся деятелей Древнерусского государства. Известен как креститель Руси (988), за что возведён Православной церковью в ранг Святого и равноапостольного. Инициатор ряда реформ, способствовавших централизации Древней Руси и росту авторитета великокняжеской власти.

С целью повышения авторитета великокняжеской власти и усиления централизации государственного управления Владимир провёл ряд реформ:

  • религиозную;
  • административную (изменение границ между княжествами по территориальному принципу. Основывались новые «княжие грады» — Владимир-Волынский, Рязань, Туров, Белгород. Было создано восемь округов, которые, в свою очередь, делились на волости. Округа возглавляли либо его сыновья, либо самые преданные воеводы);
  • военно-оборонную (строительство городов-крепостей на южных рубежах государства и возведение сторожевых башен, что повысило обороноспособность Руси в борьбе с угрозой со стороны печенегов. Таким образом, возникло четыре новые оборонительные линии. Был и ряд других важных последствий этой реформы. Началось формирование боеспособного, полностью преданного князю войска; создаётся новая (или младшая) дружина, находившаяся в полной зависимости от великого князя и выполнявшая роль своеобразного противовеса местным боярам);
  • финансовую (начал чеканить собственную монету — златники и сребреники. На некоторых из них впервые присутствовало изображение родового символа Рюриковичей — трезубца);
  • судебную («Устав о церковных судах и десятине» и «Устав земельный»).

Принятие христианства

Среди мероприятий, направленных на укрепление Древней Руси как централизованного государства, важное место занимали религиозные реформы. Их началом стала попытка князя Владимира поднять авторитет языческих богов (980). С этой целью в Киеве было построено новое святилище-пантеон с идолами Перуна, Симаргла, Стрибога, Даждьбога и Мокши. Однако вскоре стало очевидным, что язычество исчерпало себя и не соответствовало уровню развития Древнерусского государства.

Основные причины принятия христианства:

  • необходимость централизации власти в государстве и укрепления позиций великого киевского князя, который считался бы божьим ставленником;
  • желание поднять международный авторитет Древней Руси.

На тот момент уже существовали основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Соседи Руси — хазары — исповедовали иудаизм. При выборе веры Владимир, взвесив все плюсы и минусы каждой из указанных религий, остановился на византийском (православном) христианстве. Оно удовлетворяло вышеуказанным требованиям и было издавна известно на Руси (легендарное путешествие апостола Андрея Первозванного в I в., крещение киевских правителей Аскольда, Дира и княгини Ольги). Кроме того, определяющую роль сыграло положение византийской церкви в государстве, которая, в отличие от римской, признавала верховенство светской власти и допускала проведение богослужений на понятном для большинства народа языке, а не на латыни.

Обеспечивая идеологические основы верховенства великокняжеской власти, взамен церковь получала множество привилегий и полную поддержку государства. Появилась новая форма подати — десятина. Она состояла из отчислений в пользу церкви с доходов всех княжеских владений и прибыли всех землевладельцев. Впервые десятина была введена киевским князем Владимиром после крещения Руси для строительства и содержания Десятинной церкви.

Православие
Православие (правильная вера) — государственная религия Киевской Руси (с 988 г.), одно из главных направлений христианства. Православная церковь оформилась в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную

Крещение Руси. Последствия. Значение

В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это была чрезвычайно высокая цена, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.

Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в то же время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов.

В результате христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 г., после того как Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.

Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи, должны были следить за тем, чтобы духовенство, которое находилось в их подчинении, последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — императорской власти, заставляя массы принять идею полной покорности монарху. Византийские теологи убеждали прихожан, что земная империя является своеобразным прототипом небесной империи, а верховный правитель — исполнителем и проводником Божественной воли. Он поддерживает равновесие земных сил и спокойствие жизни своих подчинённых.

В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неотвратимости Страшного суда начали происходить изменения в мировоззрении людей. Наблюдалась определённая гуманизация общественных отношений в сравнении с языческим периодом. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия, стерев племенные и этнические различия, оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.

В то же время распространение христианства нередко сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего почитать старых языческих богов (погребения по языческим традициям проводились на Севере Руси вплоть до XVI в.). Христианизация Руси растянулась на несколько веков своеобразного двоеверия, утвердившись на окраинах намного позже, чем в Киеве и Новгороде.

Международные связи Древней Руси

С момента своего основания Древнерусское государство проводило активную внешнюю политику, которая сочетала в себе военные захваты близлежащих территорий и дипломатические шаги. Основные цели международных связей Древней Руси заключались в стремлении укрепить международный авторитет, защитить границы государства и занять достойное место в европейской и азиатской торговле.

Первые киевские князья объединили почти все восточнославянские земли, создав одно из крупнейших государств Европы периода раннего средневековья. Сложной проблемой для Древней Руси была борьба с кочевыми племенами востока и их государственными образованиями. Наибольшую опасность для древнерусских земель представляли печенеги, половцы, Волжская Булгария и Хазарский каганат.

С 915 г. князь Игорь противодействовал набегам печенегов, которые появились тогда на границах Руси. Во времена его правления началось масштабное строительство системы фортификационных сооружений, известных как «змиевы валы», завершённое уже Владимиром Великим.

Особая роль в борьбе с кочевниками принадлежит князю Святославу, который, взяв Саркел и Итиль, нанёс сокрушительное поражение Хазарскому каганату (965), но был убит в бою с печенегами (972). Они были объединением преимущественно тюркоязычных племён, с IX в. кочевавших в южно-русских степях и регулярно совершавших набеги на земли Древней Руси.

Внешняя политика Древней Руси была направлена на тесное взаимодействие с государствами-соседями и, в первую очередь, с Византией. С Византией неоднократно заключались договоры. После удачных походов на Константинополь (Царьград) первым их заключил князь Олег — в 907 и 911 гг. Свою победу он подчеркнул тем, что прибил свой щит на ворота Константинополя.

Русско-византийский договор 911 г. состоял из 15 статей и предусматривал выплату Византией значительной контрибуции (48 тыс. гривен золотом), установление беспошлинной торговли, предоставление льгот русским купцам и пр. Данный договор позволял вывозить дань, собираемую в русских землях, и продавать её на рынках Константинополя. Эти договоры существенно укрепили позиции молодого государства на международной арене, однако некоторые современные исследователи считают, что по крайней мере один из двух походов имел легендарный характер.

Преемник Олега Игорь также совершил несколько походов на Византию (941 и 943 гг.), которые имели значительно меньший успех, чем у его предшественника. Флот русичей понёс значительные потери из-за применения противником «греческого огня». По новым договорённостям Киев терял контроль над частью черноморского побережья и устьем Днепра, был восстановлен сбор пошлины с русских купцов, а князь должен был предоставлять жену для участия в походах византийского императора.

Большое значение византийскому вектору внешней политики придавала княгиня Ольга, которая лично посетила Константинополь, где в 957 г. приняла христианство. Договоры киевских князей с Византией преследовали цель установить мир между государствами и, при необходимости, союз, наладить взаимовыгодные торговые отношения.

Успехи, достигнутые в 960-х гг. князем Святославом на востоке, не на шутку встревожили Константинополь, поэтому империя прибегла к дипломатической игре. В 968 г. по приглашению византийского императора Никифора Фоки киевский князь во главе шестидесятитысячного войска отправился в поход против Болгарии. Мощным ударом Святослав разбил под Доростолом болгарское войско и захватил 80 городов вдоль Дуная.

Второй поход киевского князя на Балканы начался в 969 г. Святослав достаточно быстро, захватив Переяславец, который видел своей будущей столицей, Большой Переяслав, Доростол, Филиппополь, продвинулся вглубь Византийской империи. Однако новому византийскому императору удалось собрать многочисленное войско и сначала под Адрианополем остановить Святослава, затем под Доростолом подписать мирное соглашение (971). Им предусматривалось, что киевский князь возьмёт на себя обязательство не воевать с Византией и откажется от претензий на территорию Болгарии и Крыма.

Первые контакты Руси с государствами Европы датируются временем правления Ольги, которая, в частности, поддерживала отношения с императором Священной Римской империи Оттоном I (958). Была достигнута предварительная договорённость о приезде в Киев епископа-миссионера Адальберта, который, скорее всего, так и не состоялся из-за прихода к власти язычника Святослава.

Во 2-й половине X в. у киевских князей стали возникать конфликты с Польским королевством из-за определения принадлежности ряда городов Червонной Руси (Перемышль, Червен и др.).

Древняя Русь поддерживала отношения и с народами Скандинавии (варягами), в Западной Европе более известными как норманны или викинги, а также Закавказья, Арабским халифатом (поход Олега 912 г.), Волжской Булгарией. Осуществлялись походы на Закавказье (Игоря в 944 г., Святослава в 966 г.).

Ключевое значение для развития международной торговли Руси имели путь «из варяг в греки» и Волжский торговый путь от города Ладога через Волгу до Каспийского моря, в Среднюю Азию, Персию, Закавказье. Основными статьями экспорта были:

  • пушнина, меховые изделия, шкуры домашних животных, выделанная кожа;
  • мёд, воск, смола, сало, зерно, обработанный лён, пенька;
  • предметы домашнего обихода из дерева, резная кость.

Среди импортируемых товаров наибольший удельный вес имели:

  • золотые и серебряные изделия;
  • оружие, шёлковые и бархатные ткани;
  • жемчуг, бисер, сафьян;
  • пряности, соль.

Благодаря наличию этих торговых путей Русь была достаточно быстро интегрирована в единую коммуникационную систему, связавшую молодые государства Северной и Восточной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока.

Ключевые даты

  • 860 — поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь.
  • 862 — призвание варяжского конунга Рюрика в Новгород.
  • 882 — поход князя Олега из Новгорода в Киев. Объединение под властью Олега северных и южных земель. Начало политической истории Древней Руси.
  • 907 — поход Олега на Византию. Первый международный договор Руси.
  • 978/980-1015 — правление в Киеве Владимира Великого. Его реформы привели к стремительному росту внутреннего единства и международного авторитета Руси.
  • 988 — крещение Руси.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите причины, заставившие князя Владимира принять христианскую веру. Какие последствия этот шаг имел для развития Древнерусского государства?

Ответ. Основные причины принятия христианства:

  • необходимость централизации власти в государстве и укрепления позиций великого киевского князя, который считался бы божьим ставленником;
  • желание поднять международный авторитет Древней Руси. Последствия: этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства. Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры.

Какое из перечисленных событий произошло позднее других?

  1. крещение Руси
  2. поход Олега из Новгорода в Киев
  3. смерть князя Святослава
  4. заключение первого русско-византийского договора

Ответ. 1.

Что из перечисленного относится к реформам князя Владимира Великого (980-1015)? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. финансовая
  2. земская
  3. судебная
  4. религиозная
  5. образования
  6. аграрная

Ответ. 134.




Поделиться ссылкой