Первые князья Древнерусского государства

Олег. Игорь

Государство, возникшее на землях восточных славян, стало именоваться Русь. Откуда же пошло это слово? «Русами» северные племена называли союзных варягов, пришедших в их земли. Под понятие «русы», вероятно, подпадали Рюрик со всеми дружинниками и домочадцами, а также Аскольд, Дир и Олег.

Пришедшее с севера название «Русь» первоначально закрепилось за киевскими, черниговскими и переяславскими землями, так как именно туда пришла большая часть варяжской знати. «Русами» стали называть не только варягов, но и всё ближайшее окружение князя, куда входили и знатные славяне. Позже это понятие ещё больше расширилось.

Серьги. Византия VI в.
Серьги. Византия VI в.

В языке восточных славян на юге есть схожее по звучанию слово «рось», что означает «светлый». Росами называли светловолосых людей ещё персы. Это слово закреплено в названии притоков Днепра — Рось и Росава. Возможно, название «Русь» — своеобразный сплав северного «рус» и южного «рось».

Варяги не были отдельной частью славянского общества, тесно взаимодействуя с местной знатью и образовывая слитную правящую верхушку. Варяги охотно роднились со славянами, сливаясь в единый народ. Так рождалась новая древнерусская народность.

Викинг (варяг). Шахматная фигура из моржовой кости
Викинг (варяг). Шахматная фигура из моржовой кости

Русь при Олеге и Игоре

Русь IX — первой половины X в. представляла собой союз полунезависимых княжеств, в каждом из которых был свой князь. Сколько тогда было таких княжеств, точно неизвестно, но свои княжения сохранились у древлян, дреговичей, северян.

Среднеазиатская серебряная монета. Золотой скандинавский (варяжский) браслет. Золотая скандинавская гривна (шейное украшение)

Земли полян, кривичей и ильменских словен (т.е. большая часть земель вдоль торгового пути «из варяг в греки») оказались под прямым правлением киевского князя.

Киевский князь был первым лицом русского государства. Он опирался на свою дружину. Дружинники были не слугами, а товарищами князя. Дружина, например, могла отказаться от предложенного князем похода, если считала его невыгодным. Дружина делилась на старшую (бояр) и младшую (детьцких). Бояре были в первую очередь советниками князя, а детьцкие — его воинами.

С другими князьями славянских земель Киев подписывал союзнические соглашения — ряды. По такому ряду князья должны были давать киевскому князю право собирать в своих землях полюдье (своего рода дань) и предоставлять ему свою дружину и военное ополчение в случае больших походов или для отражения нападений извне. Ополчением всех русских земель командовал общерусский воевода, который к X в. стал вторым лицом государства и имел огромную власть и влияние. Даже договоры с Византией подписывались и от имени князя, и от имени его воеводы.

Местные князья были довольно независимы и старались полностью выйти из подчинения Киеву, и одной из важнейших задач киевского князя была ликвидация местных княжений и усиление собственной централизованной власти.

Чтобы представить себе жизнь Руси того времени, нужно подробнее рассказать о полюдье. В ноябре, когда на Днепре появлялся первый лёд, князь с дружиною отправлялся в «кружение» по славянским землям, собирая дань с общинников. Центрами сбора этой дани часто становились славянские города, что способствовало их развитию. К апрелю, когда Днепр освобождался ото льда, киевляне снаряжали свои ладьи и отправлялись в Византию продавать то, что удалось собрать в ходе полюдья. К киевским ладьям присоединялись корабли новгородцев, черниговцев, смолян, также везущих свои товары в Константинополь. Но не только с Византией торговали русские — ходили они и по Волге в Волжскую Булгарию и в Хазарский каганат, где были большие колонии русов и славян, и даже в Чехию, и в германские земли.

ПОЛЮДЬЕ
ПОЛЮДЬЕ

Таким образом, организация полюдья и торговля, главным образом с Византией, были основными задачами русских князей IX — первой половины X в. Ославянившаяся киевская дружина, поклоняющаяся уже славянским божествам, заключая договора, клялась Перуном и Велесом. Перун в верованиях славян был военным богом, а Велес — «скотьим». Велес был не только покровителем скота, но и богом богатства (слово «скот» у славян означало «деньги») и торговли. Эта клятва выражает суть княжеской политики — война и торговля.

Иногда русские ходили на Византию войной «выжимать» из неё выгодные торговые соглашения. Неудачный византийский поход Аскольда и Дира имел политическую подоплёку — киевляне хотели показать и Византии, и северным княжествам свою силу, стремление объединить славянские земли под своей властью.

О развитии древнерусского государства говорит появление веча — народного собрания, решающего вопросы созыва ополчений, заключения союзных договоров (рядов), организации выплат дани, судебные вопросы и др. Народное вече было у древлян, у ильменских словен и в других княжествах. В Киеве если и было вече, то роль его была крайне незначительной. Киевский князь в своих решениях опирался на дружину и, возможно, на некий «Закон русский», о котором упоминают некоторые документы тех времён.

Походы Олега

Пока подрастал сын Рюрика Игорь, все государственные дела вёл его опекун и родственник Рюрика Олег. Первой задачей Олега как князя было подчинение своей власти земель на важнейших торговых путях. В 883 г. Олегу покорились древляне. На следующий год Олег пришёл к днепровским северянам, предложив им платить дань не хазарам, а ему, Олегу, в обмен на защиту от хазар. В 885 г. Олегу подчинились и радимичи.

Варяжский шлем VII—IX вв.
Варяжский шлем VII—IX вв.

Получая богатую дань мехами, мёдом и воском, Олег задумал обеспечить выгодный сбыт этих товаров в Византии. В 907 г., собрав 2000 судов и 80 000 воинов, Олег двинулся на Царьград. Византийцы «замкнули» свою бухту цепями, чтоб не дать Олегу подойти к городу. Но хитрые русичи вытащили ладьи на берег и на катках подкатили их под самые стены столицы Византии. Царьград сдался, выплатил Олегу большой откуп и подписал крайне выгодный для русских торговый договор. По этому договору русские купцы могли по полгода жить в Византии за её счёт и беспошлинно торговать. В знак победы над Византией Олег прикрепил свой щит на ворота Царьграда и возвратился домой с драгоценностями, винами, тканями и оружием. В 911 г. после нового похода Олега на Царьград договор с Византией был дополнен статьями о выдаче обеими сторонами беглых рабов, о помощи при кораблекрушениях и о наказаниях за преступления против друг друга. Русские получили право наниматься на службу Византии.

«Вещая» гибель Олега

Олега на Руси называли «Вещим». Происхождение этого прозвища связано, скорей всего, со скандинавским значением имени Олег («Хелги» — «вещий», «святой»).

Русский меч X в.
Русский меч X в.

Олег принял смерть не в стольном Киеве и не на поле брани, поэтому неизвестны ни обстоятельства его гибели, ни её место. Эта неизвестность породила несколько легенд о смерти великого князя, одна из которых, самая поэтичная, легла в основу пушкинской «Песни о Вещем Олеге» и оправдывала его прозвище.

Предсказали-де некогда Олегу, что примет он смерть от своего коня. Испугавшись предсказания, Олег отказался от своего любимца-коня. Когда прошло много лет и узнал князь о смерти верного коня, то посмеялся над старым предсказанием и пожелал посмотреть на останки своего боевого друга. Когда поставил Олег ногу на конский череп, из него вылезла змея и ужалила князя. Так исполнилось предсказание и князь умер.

Игорь - победы и поражения

В 912 г. киевский стол унаследовал возмужавший Игорь. Ещё до триумфального похода в Царьград, примерно в 903 г., Олег женил Игоря, выбрав ему невесту из польских варяжек. Девушка в знак почтения приняла имя своего благодетеля Олега и стала именоваться Ольгой (Хельгой).

После вокняжения Игорь недолго задержался в столице и уже в 913 г. отправился усмирять древлян, задумавших отложиться от Киева. Могучая дружина Игоря быстро заставила непокорных смириться, и Игорь наложил на древлян ещё большую дань. Примерно в это же время у Руси появился новый могучий враг — печенеги. Печенеги — объединение тюркских и других кочевых племён — ещё в VIII в. появились в заволжских степях. Набрав силу, они стали расширять свои владения и вторгаться в степи южной Руси. Промышлявшие грабежом кочевники задумали напасть на богатый Киев и опустошить его. Но сильное киевское войско дало им достойный отпор, и печенеги бежали в междуречье Прута и Дуная, в область, называемую Бессарабия.

Рукоятка варяжского меча
Рукоятка варяжского меча

Возгордившись, Игорь решил повторить подвиги Олега и в 941 г., снарядив 10 000 судов, вошёл в Чёрное море, опустошая византийские окраины. Но Константинополь выслал навстречу русским свои корабли и испепелил русский флот «греческим огнём» (зажигательной смесью из смолы, селитры, серы и канифоли, которая не гасилась водой). Потерпев сокрушительное поражение, Игорь вернулся в Киев. В 944 г. Игорь, решив взять реванш над Византией, собрал ещё более сильное войско, в состав которого входили и печенеги, и двинулся на Царьград. На этот раз византийцы решили откупиться, и дружина Игоря отказалась воевать, предпочтя взять откуп. Византийцы заключили с Русью новый торговый договор, менее выгодный для русских, чем договор с Олегом. Русские купцы потеряли право беспошлинной торговли, не могли оставаться на зиму в Византии, а русское войско обязали не нападать на владения Византии в Крыму и защищать её от болгар.

В те же годы Игорь предпринял поход в Закавказье, о чём упоминают арабские авторы того времени. Победы над местными феодалами дались русским легко, но в лагере вспыхнула эпидемия. Не завершив похода, русские с добычей повернули домой.

Гибель Игоря. Правление Ольги

Пока Игорь воевал, в Киеве за него правил воевода Свенельд — второе лицо в государстве. Перед возвращением Игоря Свенельд сходил в полюдье к древлянам и обогатил себя и своё войско. Позавидовали дружинники Игоря воинам Свенельда и захотели тоже пограбить древлян. Игорь уступил настояниям дружины и отправился к древлянам за данью. Смирившись, выдали древляне и Игорю дань, но она оказалась не так велика, как хотелось бы Игорю. Тогда, отпустив большую часть воинов, с малой дружиною князь вернулся в древлянские земли. И тут уж терпение древлян кончилось. Перебили они дружину Игоря, а самого князя привязали меж двух согнутых стволов и, отпустив их, разорвали его на части. Так бесславно кончилась жизнь сына Рюрикова. Случилось это в 945 г.

Месть Ольги

Умная и волевая, вдова Игоря Ольга отстояла своё право на киевский стол и жестоко отомстила древлянам за смерть мужа.

Княгиня Ольга. Фреска московского Архангельского собора. Начало XVI в.
Княгиня Ольга. Фреска московского Архангельского собора. Начало XVI в.
Древнерусские створчатые браслеты. VII—XIII вв.
Древнерусские створчатые браслеты. VII—XIII вв.

Древлянский князь Мал, решив, что после смерти Игоря Киеву нет защиты, предложил Ольге выйти за него замуж, чтоб самому получить киевское княжение. С этим предложением он отправил Ольге послов. Якобы в знак особой чести Ольга велела внести послов в Киев в ладье. Но за киевскими воротами была вырыта огромная яма, куда сбросили бедных древлян и закопали их живыми.

Ольга отрядила Малу гонца, потребовав к себе более почтенное посольство. Мал снова послал Ольге своих бояр, которых коварная женщина пригласила искупаться в бане, да там и сожгла. Затем она отправилась к Малу. У столицы древлянской Искоростеня её встретили древляне. На месте гибели супруга Ольга по традиции справила поминки (тризну). Древляне на этом траурном пиру упились, и их, пьяных, зарезали русские дружинники. 5000 древлян уложила Ольга на могилу супруга.

Скандинавская подвеска. Варяжские серьги. Варяжская брошь

Вернувшись в Киев, она собрала рать под предводительством Свенельда и двинулась на древлян. Под натиском свенельдового войска древляне бежали и укрылись за стенами Искоростеня. Ольга осадила город, и древляне предложили княгине выкуп. По три воробья с каждого двора потребовала в качестве выкупа Ольга. Удивившись странной дани, древляне выдали ей воробьёв. А Ольга велела привязать к птичьим лапкам зажжённые труты и выпустила птиц. Воробьи полетели в свои гнёзда, под соломенные крыши домов Искоростеня. Вспыхнул деревянный город, как спичка. Тех, кто спасся из горящего города, Ольга увела в рабство. Древлянскую знать казнили, а на остальных наложили дань.

Так излагает события Нестор в «Повести временных лет». Ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду историки не могут.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА И ПЫЛАЮЩИЙ ИСКОРОСТЕНЬ
КНЯГИНЯ ОЛЬГА И ПЫЛАЮЩИЙ ИСКОРОСТЕНЬ

Отомстив древлянам, Ольга тем не менее вынесла серьёзный урок из гибели мужа и упорядочила дань. Она ввела «уроки» — размеры дани и «погосты» — места её сбора. Так было отменено грабительское полюдье и введена систематическая уплата дани.

Княгиня Ольга

Ольга оказалась хорошим правителем. Княгиня прекратила разорительные военные походы, уносящие жизни тысяч людей, а воинственных и охочих до наживы варягов отправила в Константинополь на службу Византии, подальше от Киева. Вообще отношения у Ольги с Византией были очень тесными. Она ездила в Константинополь (возможно, даже дважды) и в 955 г. приняла там крещение и православное имя Елена. Принятие чужой религии и слишком тёплые отношения со страной, с которой ещё недавно воевали, да к тому же и вынужденное бездействие дружины вызвали недовольство стареющей княгиней, и в 964 г. Ольга отдала княжеский стол своему сыну Святославу. Умерла Ольга в 969 г.

Со Святославом в истории вышла некоторая путаница. Принято считать, что Святослав, сын Ольги и Игоря, к моменту смерти Игоря (945 г.) был совсем маленьким. Нестор описывает, как перед боем с древлянами Святослав, ещё неумелый воин, неудачно бросил копьё, упавшее к ногам его собственной лошади. Итак, Святослав в 945 г. был малышом, значит, родился он в конце 30-х гг. X в. Вернёмся к замужеству Ольги. Её выдали замуж не позднее 907 г., вероятнее всего в 903 г., и даже если она в то время была ещё совсем юна, то к концу 30-х гг. ей должно уже быть глубоко за сорок. В этом возрасте женщина тогда считалась старой и вряд ли смогла бы родить сына. Но если дату рождения Святослава отнести лет на 15 назад, в 920 г. (и эта дата также указывается в летописях), то выходит, что Ольга получила власть в Киеве вовсе не по малолетству сына. Вероятно, тогда, после разорительных походов Игоря, её политические планы выглядели для киевлян привлекательней, чем новые войны, в которые их бы неминуемо втянул молодой и воинственный князь. И, только устав от бездействия, киевляне вновь захотели себе в правители воина.

Святослав. Князь-воин

Ольга позаботилась о воспитании сына, дав Святославу в дядьки воевод Асмунда и Свенельда.

Из Святослава вышел отменный воин, который считался со своей дружиной. Когда Ольга, приняв христианство, предложила и сыну креститься, Святослав отказался, сославшись на то, что его дружина, преимущественно языческая, не поймёт этого поступка.

Современники описывали Святослава человеком среднего роста, широкоплечим, несколько диковатой внешности. Из-под густых бровей сверкали голубые глаза. Он носил длинные пышные усы, на лысой голове торчал клок длинных волос — что- то вроде казачьего чуба — знак знатности, в ухе одна золотая серьга с жемчугом и рубинами. Ни одеждой, ни поведением Святослав не отличался от своих дружинников. Выносливый и привыкший к трудностям походной жизни, Святослав в походы не брал с собой ни возов, ни провизии, питаясь вместе с дружиною зажаренной на углях дичью или кониной, спал на земле, подложив под голову седло. В отличие от дружин Олега и Игоря, ходивших в походы на ладьях и воевавших пешими, воины Святослава воевали на конях. Эту небывалую для русских привычку Святослав приобрёл, отражая набеги степняков во время правления своей матушки. Именно туда, в степь, были направлены усилия князя Святослава.

Древнерусский шлем. Накладка на ремень конской сбруи. Мечи

Походы Святослава

Святослав, двинув войско на восток, освободил вятичей от хазарской дани (964 г.). Перезимовав на Волге, на следующий год Святослав разгромил хазарское войско, взял Итиль и древнюю столицу Хазарии Семендер. Перейдя с войском на Дон, Святослав взял хазарскую крепость Саркел (Белую Вежу) и с триумфом двинулся дальше, покоряя ясов (осетин) и касогов (черкесов), и вышел к Азовскому морю. Тогда же он захватил крепость Тмутаракань на Таманском п-ове Азовского моря и вполне мог бы захватить и византийский Крым.

Византийцы переключили усилия Святослава, предложив ему повоевать на Балканах с досаждавшими Византии болгарами. Святослав двинулся на Балканы и разгромил болгар. Решив сам воспользоваться этой победой, князь стал закрепляться на Балканах, планируя даже перенести сюда столицу из Киева. Нетрудно догадаться, что Византии это очень не понравилось, и византийцы, привыкшие загребать жар чужими руками, натравили на Киев печенегов.

В осаждённом печенегами Киеве не хватало воды, и старая Ольга, находившаяся в городе вместе с внуками, послала гонца на Балканы сообщить Святославу, какая беда грозит его семье. Святослав вернулся в Киев и наголову разбил печенегов.

Золотой хазарский сосуд
Золотой хазарский сосуд
Изображение хазарского воина на сосуде
Изображение хазарского воина на сосуде

После смерти матери Святослав посадил в Киеве своего старшего сына Ярополка, среднему Олегу отдал древлянские земли, а новгородцы попросили себе в князья младшего — Владимира. Сам Святослав поспешил вернуться на Балканы. Русско-болгарская война на Балканах перешла в русско-византийскую, так как действия Святослава шли вразрез с интересами империи на этой территории. С 969 по 971 г. русские ожесточённо воевали с византийцами. Ведя своё войско в бой, Святослав обращался к воинам: «...не посрамим земли Русской, костьми за неё ляжем, мёртвые сраму не имут...» Воинство отвечало князю: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои сложим».

Византийский император Иоанн Цимисхий оказался опытным полководцем и хорошим политиком. Доблесть русского воинства не помогла Святославу удержаться на Балканах. Святослав и Цимисхий подписали почётный для русских мир. Дружина Святослава, нагруженная дарами, беспрепятственно покинула Балканы.

В походе Святослава сопровождал старый воевода Свенельд, служивший ещё его отцу. Он предложил Святославу ехать через степь, обойдя днепровские пороги, у которых могут стоять печенеги. Не вняв совету опытного воеводы, Святослав предпочёл отделиться от Свенельда и с частью усталого войска поплыл на ладьях.

ГИБЕЛЬ СВЯТОСЛАВА В БОЮ С ПЕЧЕНЕГАМИ У ДНЕПРОВСКИХ ПОРОГОВ
ГИБЕЛЬ СВЯТОСЛАВА В БОЮ С ПЕЧЕНЕГАМИ У ДНЕПРОВСКИХ ПОРОГОВ

Предали Святослава жители Переяславля, предупредив печенегов, что Святослав возвращается с большими сокровищами и малой дружиной. В 972 г. у днепровских порогов печенеги разбили русских. В этом бою пал и великий воин Святослав. Печенежский вождь Куря по традиции кочевников сделал из черепа Святослава чашу, оправленную золотом и каменьями, и пил из неё на пирах.

Владимир I Cвятославич. Братоубийственная война за киевский стол

У Святослава, как это было принято у язычников, было несколько жён. Его сыновья Ярополк, Олег и Владимир, судя по всему, были от разных матерей. Младший, Владимир, был сыном простой ключницы Малуши. Братья попрекали Владимира низким происхождением. По наущению Добрыни, брата Малуши, новгородцы выпросили сына ключницы себе в князья.

С 972 по 980 г. в Киеве правил Ярополк. Под его «рукой» находились все русские земли. Видя, что Русь устала от кровопролитных походов, Ярополк вёл политику подобно Ольге. Он тайно принял крещение (возможно, под влиянием своей первой жены-гречанки), но от этого отношения с Византией не улучшились, и Ярополк искал опоры в христианской Европе — в Риме и в Германии.

Главной задачей Ярополка было укрепление своей власти и подчинение древлян и новгородцев. Летописец Нестор рассказывает, что однажды Лют, сын престарелого воеводы Свенельда, столкнулся на охоте с древлянским князем Олегом, и тот убил Люта за то, что он посмел охотиться в его владениях. Свенельд затаил злобу на Олега и стал подговаривать Ярополка идти на брата и захватить его земли. Вняв совету Свенельда, Ярополк отправился в древлянские земли. Ему навстречу выступил Олег с войском. В битве победил Ярополк. Олег и остатки его воинства хотели укрыться в городе Овруче. Но, переправляясь через мост над глубоким рвом, окружающим Овруч, Олег упал в ров и разбился. Ярополк узнал о смерти брата лишь на следующий день, когда услышал о его гибели от очевидца. Найдя тело Олега, он оплакал его, обвинив Свенельда в смерти брата.

Древнерусская кольчуга
Древнерусская кольчуга

Тем временем весть о гибели Олега от руки Ярополка дошла до Владимира в Новгороде. Испуганный Владимир бежал к варягам. Ярополк подчинил себе Новгород и стал единовластным правителем Руси.

В 980 г. Владимир с варяжской дружиной напал на Новгород и вызвал Ярополка на битву. Готовясь к походу на Киев, он решил покорить Полоцк, где княжил Рогволод, чья дочь, красавица Рогнеда, была невестой Ярополка. Владимир убил Рогволода и его сыновей и силой взял в жёны Рогнеду, высокомерно называвшую его сыном рабыни.

Подойдя к Киеву, где княжил Ярополк, Владимир осадил город. Ярополк бежал на юг, в городок Родню, на месте впадения реки Рось в Днепр. Владимир осадил Родню, и там начался страшный голод. Воевода Блуд, занявший место умершего от старости Свенельда, предал Ярополка Владимиру. На встрече, на которой Ярополк хотел просить у брата мира на любых условиях, варяги закололи Ярополка.

Варяг. Фрагмент настенного ковра. XII в.
Варяг. Фрагмент настенного ковра. XII в.

Так язычники севера снова нанесли удар христианам во главе с Ярополком, собравшимся на юге страны. Христиане пытались ввести Киевскую Русь в ряд цивилизованных стран Европы и Азии, а старая языческая знать, опирающаяся на такую же языческую Скандинавию, не хотела перемен в политике «войны и торговли».

Победив брата, Владимир должен был считаться с язычниками, которые помогли ему захватить Киев. Став князем, он выставил в Киеве новые идолы языческих богов во главе с Перуном. Но о «торговом» Велесе в этой языческой плеяде «Повесть временных лет» умалчивает. Возможно, отсутствие Велеса означало, что Владимир всё же ощущал необходимость перемен.

Владимир. Путь от язычества к христианству

Владимир Креститель, Владимир Владимир Красно Солнышко — таким остался в памяти народной сын Святослава и ключницы Малуши Владимир. А между тем жизнь Владимира была далеко не святой. Обагрив руки кровью брата, обесчестив полоцкую княжну Рогнеду, умертвив безвинных её отца и братьев, восхваляя языческих богов и принося им богатые жертвы, Владимир представляется личностью противоречивой. В «Повести временных лет» Нестор рассказывает, что Владимир был двоежёнцем, причём второй «официальной» женой князя-язычника стала христианка-гречанка — вдова убитого им Ярополка, на тот момент беременная. Это отнюдь не смутило Владимира, а родившегося сына Ярополка — Святополка — Владимир усыновил. Помимо жён, у Владимира было, по меньшей мере, 800 наложниц, которых он содержал в разных уголках своей державы. Падкий на женщин, Владимир умыкал жён у мужей, брал дочерей у отцов. Подробно перечисляя грехи будущего Крестителя Руси, летописец подчёркивал разительную перемену, произошедшую с князем после принятия им истинной веры. Этот рассказ должен был служить назиданием для некрепких в вере современников Нестора.

ВЛАДИМИР, ПОКЛОНЯЮЩИЙСЯ ИДОЛУ ПЕРУНА
ВЛАДИМИР, ПОКЛОНЯЮЩИЙСЯ ИДОЛУ ПЕРУНА

Надо отдать должное Владимиру — державу свою и Киев стольный он очень любил и стремился навести там порядок. В результате войны с поляками в 981 г. он присоединил к Руси западноволынские земли. Усмирил он и болгар в Причерноморье, и восставших вятичей, и радимичей. Стараясь скрепить объединение славянских княжеств, он создал единый пантеон языческих богов, установив власть верховного бога Перуна.




Поделиться ссылкой