В 1-й половине XIX в. русская культура переживала колоссальный подъём, возросло её влияние на жизнь всех слоёв общества. Широкое распространение получили романтизм и реализм.
В этот период всемирную славу российской науке принесли математик Н. Лобачевский, физики В. Петров, Б. Якоби, Э. Ленц, астроном В. Струве, химики Н. Зинин и А. Бутлеров, медик Н. Пирогов, историк Н. Карамзин. Весомых успехов достигли российские мореплаватели. И. Крузенштерн и Ю. Лисянский осуществили первое кругосветное путешествие в истории русского мореходства (1803-1806), а Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в ходе второго кругосветного путешествия в 1820 г. открыли Антарктиду.
Расцвет классицизма в архитектуре приходится на 1-ю половину XIX в. — возведены Казанский собор в Петербурге (А. Воронихин), Михайловский дворец (К. Росси), Исаакиевский собор (А. де Монферран). В стиле русского классицизма (ампира) творили А. Захаров (Адмиралтейство) и Д. Жилярди (Московский университет), К. Росси (ансамбли Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным Главным штабом и Триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода). В восстановлении Москвы после войны с Наполеоном ключевую роль сыграл О. Бове. С 1830-х гг. получает распространение русско-византийский стиль — Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя (К. Тон).
В первые десятилетия XIX в. получили известность скульптуры И. Мартоса (памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве, бронзовая статуя Иоанна Крестителя в Исаакиевском соборе Петербурга, памятник Ломоносову в Xолмогорах и др.).
Приход XIX в. в живописи ознаменовался распространением классицизма (К. Брюллов, А. Иванов) и романтизма (В. Тропинин). В бытовом жанре создавали свои картины А. Венецианов и П. Федотов.
Первая половина XIX в. стала золотым веком русской литературы. В это время творили такие мастера, как В. Жуковский (1783-1852), К. Рылеев (1795-1826) — романтизм, А. Пушкин (1799-1837), М. Лермонтов (1814-1841), Н. Гоголь (1809-1852), И. Тургенев (1818-1883) — реализм.
В начале XIX в. уже существовал ряд крупных государственных театров — Александринский (Петербург), Большой и Малый (Москва). Известными актёрами были М. Щепкин, А. Мартынов, П. Мочалов.
В музыке широкой популярностью пользовался русский романс (А. Алябьев). Огромный вклад в развитие музыкального искусства внёс композитор М. Глинка.
Успехи в развитии науки. Естественнонаучная революция XIX в. стимулировала развитие российского научного знания. 1860-1870-е гг. стали «золотым временем» химической науки. Огромных успехов достигли русские химики А. Бутлеров (классическая теория химического строения органических тел), Н. Зелинский (основы учения об органическом катализе) и Д. Менделеев, открывший в 1869 г. периодический закон химических элементов, на основе которого была создана знаменитая таблица.
Этот период оказался богат на разнообразные научные изобретения — радио (А. Попов, 1895), дуговая лампа (П. Яблочков), лампа накаливания (А. Лодыгин). «Отцом русской авиации» стал Н. Жуковский, основы аэронавтики были заложены К. Циолковским, обосновавшим возможность космических полётов. Первые шаги в почвоведении сделаны В. Докучаевым. К. Тимирязев заложил основы отечественной научной школы физиологии растений.
Математики П. Чебышев, А. Ляпунов, С. Ковалевская сделали ряд открытий в области теорий чисел и вероятностей. Толчком к развитию электронной техники стали результаты исследований А. Столетова. П. Лебедеву удалось опытным путём подтвердить электромагнитную природу света. Выдающийся вклад в отечественную науку принадлежит учёному-энциклопедисту В. Вернадскому. Его исследования касались таких сфер, как геохимия, биохимия, радиология, экология.
В области медицинских наук всемирную известность приобрели имена основателя русской физиологической школы И. Сеченова (рефлексы головного мозга), И. Павлова (условные рефлексы), И. Мечникова (теория иммунитета). И. Павлов и И. Мечников стали лауреатами Нобелевской премии.
Географическая и этнографическая наука развивалась усилиями учёных П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. Миклухо-Маклая, Н. Пржевальского, внёсших огромный вклад в изучение территорий и народов Средней Азии и Океании. Океанограф С. Макаров дважды совершил кругосветное плавание, собрав подробное описание Чёрного, Северного и Мраморного морей. В начале XX в. были сделаны первые шаги в изучении Арктики. В этом направлении отправлялись экспедиции А. Колчака и Г. Седова.
В гуманитарной сфере осуществляли свои исследования выдающиеся историки С. Соловьёв («История России с древнейших времён») и В. Ключевский («Курс русской истории»). Предложенные в их трудах концепции русской истории были изложены с учётом особенностей русского народа и государства, вызванных как природными, так и этническими факторами.
В. Далем был подготовлен «Толковый словарь живого великорусского языка» — один из крупнейших словарей русского языка. Состоит из 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц и других видов народного фольклора, приведённых для толкования смысла тех или иных слов. Словарь содержит множество этнографических сведений о народном быте XIX в. В 1890-1907 гг. происходило издание многотомного «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона, часть статей которого и на сегодняшний день не утратила своей актуальности.
Значительный вклад в развитие философской мысли в России внесли Н. Бердяев, В. Соловьёв, С. Булгаков, Е. Трубецкой, П. Флоренский. В их мировоззрение были глубоко интегрированы идеалы русского православия. С материалистической точки зрения на окружающий мир смотрели первые отечественные философы-марксисты Г. Плеханов, В. Ленин (Ульянов).
Хотя в России всё ещё не была законодательно оформлена обязательность образования, позитивные тенденции в образовательной сфере имели место. Быстрыми темпами развивалось начальное образование, чему способствовало открытие трёхлетних земских школ. Также действовали церковно-приходские школы. В них преподавались письмо, чтение, арифметика и закон Божий.
Взрослое население могло посещать воскресные школы, а с конца XIX в. — рабочие курсы. Обучение на них позволяло получить основы грамотности и начальные знания профессионально-технического характера. Усилиями земств организовывались народные дома, которые предоставляли возможность всем желающим читать книги и периодические издания. Эти дома также становились местами проведения публичных лекций, театральных постановок, концертов. К началу XX в. значительно вырос средний уровень образованности в стране, составив около 30 % от всего населения империи.
Система среднего образования была представлена классическими гимназиями (мужскими и женскими) и реальными училищами. В гимназиях больше внимания уделяли изучению гуманитарных и естественных наук, языковой подготовке, тогда как в реальных училищах акцент делался на технических дисциплинах. Количество такого рода учебных заведений неуклонно возрастало, однако из-за существовавшего в те годы законодательства (циркуляр о «кухаркиных детях») к концу XIX в. среднее образование имело не более 4 °% населения. Попытка сохранить замкнутый сословный характер образовательной сферы тормозила её демократизацию.
Высшее образование можно было получить в классических университетах и специальных учебных заведениях (Горный и Лесной институты, Сельскохозяйственная академия, технологические, политехнические институты и др.). Университеты по-прежнему оставались недоступны для женщин, которым была предложена альтернатива в виде Высших женских или Бестужевских курсов, действовавших в Санкт-Петербурге с 1869 г. Впоследствии подобные курсы появились и в ряде других крупных городов страны. Ещё одним видом образовательных учреждений были вечерние народные университеты, двери которых были открыты для всех желающих. Перед Первой мировой войной в России действовало 120 вузов, в которых обучалось 130 тыс. студентов.
Русская культура успешно развивалась. Характерным явлением для неё было сочетание классицизма, традиций и идеалов золотого века с авангардистскими тенденциями, что особенно ярко проявилось в первое десятилетие XX в., когда изменения, происходившие в обществе, потребовали от деятелей культуры по-новому взглянуть на многие социальные и нравственные проблемы. Это приводило к поиску новых художественных методов и средств, следствием чего стало формирование русского авангарда — одного из направлений модернизма в России нач. XX в.
В литературе 2-й половины XIX в. доминировал критический реализм, в основу которого были положены идеи гуманизма, народности и гражданственности. Это направление было представлено произведениями И. Гончарова, И. Бунина, А. Куприна, А. Чехова, Н. Некрасова, И. Тургенева, В. Короленко и др. В центре их творчества — судьба простого человека. Своих вершин реалистическая проза достигла в творчестве Ф. Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорблённые», «Идиот») и Л. Толстого («Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение», «Хаджи-Мурат»). Острую социальную направленность имели произведения молодого писателя М. Горького («Фома Гордеев», «На дне», «Мать»).
В начале ХХ в. заметным явлением в русской литературе стали поэты Серебряного века: А. Блок, А. Ахматова, С. Есенин, А. Белый, В. Брюсов, О. Мандельштам, В. Маяковский. Они пытались глубже проникнуть во внутренний мир человека. В связи с этим их творчество было пропитано идеями модернизма и авангарда (символизм, акмеизм, футуризм). К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. Наиболее значимыми поэтами-акмеистами были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам. Новаторскими даже для этой среды идеями отличались поэты-футуристы В. Хлебников, Саша Чёрный, В. Маяковский.
Для развития театрального искусства огромное значение имело открытие Московского художественного театра (1898). У его истоков стояли выдающиеся режиссёры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Среди актёрского состава ведущие роли принадлежали В. Качалову, И. Москвину, О. Книппер-Чеховой. У зрителей популярностью пользовались остросоциальные пьесы А. Островского («Гроза», «Лес», «Бесприданница»), Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького. Большой ажиотаж вызывало проведение русских театральных балетных сезонов в Париже (с 1907 г.). Авангардистское направление было представлено творчеством В. Мейерхольда — родоначальника метафорического театра.
Помимо классического театра, с конца Х1Х в. в России начинает стремительно развиваться кинематограф. Дебютные кинопоказы состоялись в 1896 г., а с 1903 г. начали открываться стационарные кинотеатры. К началу Первой мировой войны их было уже свыше 3 тыс. Среди первых отечественных кинолент — «Стенька Разин и княжна» (1908), «Оборона Севастополя» (1911). Приобрели известность имена режиссёра Я. Протазанова и актрисы Веры Холодной.
Заметным событием в русской музыкальной культуре стало открытие Петербургской консерватории (1862). Определяющее значение для развития русской музыки имело творчество содружества композиторов, известного как «Могучая кучка» (Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, А. Бородин, М. Балакирев, Ц. Кюи). Их творчество впитало традиции русского песенного фольклора. Мировой классикой признаны произведения П. Чайковского («Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»). Всемирную славу имели оперные певцы Ф. Шаляпин и Л. Собинов, А. Нежданова, музыкант С. Рахманинов. Во 2-й половине XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге были открыты консерватории. В начале XX в. всё больше поклонников приобретает творчество композитора-модерниста А. Скрябина, которому удалось гармонично соединить в своих произведениях камерность и симфоничность.
С середины XIX в. господствующим стилем в изобразительном искусстве был реализм, выражавший принципы демократической и гражданственной эстетики. В живописи 1870-80-х гг. главную роль играли художники-передвижники, входившие в созданное в 1870 г. Товарищество передвижных художественных выставок (И. Крамской, Г. Мясоедов, К. Саврасов, Н. Ге, В. Васнецов, В. Суриков, И. Шишкин, И. Репин и др.). Работая в стиле реализма, они пытались донести своё творчество до широких народных масс, устраивая передвижные выставки. Основная тематика передвижников: жизнь простого народа, красота родной природы, исторические сюжеты.
Позже на смену передвижникам пришло новое объединение художников-символистов, группировавшихся вокруг журнала «Мир искусства» (М. Врубель и др.). Они отрицали прикладную функцию искусства, считая, что оно должно полностью подчиняться творческому замыслу художника. Портретная живопись В. Серова и пейзажи И. Левитана имели много общего с работами французских импрессионистов.
В 1900-х гг. всё больше сторонников приобретают такие авангардистские направления в живописи, как кубизм (Р. Фальк), экспрессионизм (М. Шагал, П. Филонов), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич). Многие шедевры отечественной живописи находились в экспозиции и запасниках Третьяковской галереи (Москва), открытой для посетителей в 1856 г. и очень скоро составившей конкуренцию Эрмитажу и другим крупнейшим художественным собраниям Европы.
В архитектуре 60-80-х гг. XIX в. преобладали русско-византийский (К. Тон) — Xрам Xриста Спасителя, неорусский стили (А. Щусев, В. Шервуд, А. Померанцев) — здание Казанского вокзала. В начале XX в. набирают популярность сооружения в стиле модерн (Ф. Шехтель). В этом стиле были построены Ярославский вокзал и гостиница «Метрополь» в Москве.
Известными скульпторами были А. Опекушин (памятник А. Пушкину в Москве) и М. Микешин (скульптурная композиция «Тысячелетие России» в Новгороде, памятник Богдану Хмельницкому в Киеве), М. Антокольский, известный серией скульптурных портретов знаменитых личностей русской истории (Иван Грозный, Ермак, Пётр Великий).
Ответ. Характерным явлением для неё было сочетание классицизма, традиций и идеалов золотого века с авангардистскими тенденциями, что особенно ярко проявилось в первое десятилетие XX в., когда изменения, происходившие в обществе, потребовали от деятелей культуры по-новому взглянуть на многие социальные и нравственные проблемы. Это приводило к поиску новых художественных методов и средств, следствием чего стало формирование русского авангарда — одного из направлений модернизма в России нач. XX в.
Ответ. 1.