Русь в конце Х — начале ХII в.

К концу X — началу XI в. Русь превратилась в крупнейшее государство Европы, население которого уже тогда составляло около 5 млн человек и продолжало расти. При правлении Владимира Великого и Ярослава Мудрого окончательно оформились внешние границы Руси, не претерпевшие существенных изменений до середины XIII в. Крупными городскими центрами были: Киев, Смоленск, Чернигов, Ладога, Искоростень, Туров, Муром, Ростов, Старая Русса, Старая Рязань.

Важнейшая роль по-прежнему принадлежала Новгороду. К XII в. под контролем Новгородской земли пребывали большая половина Прибалтики, часть Карелии вместе с югом современной Финляндии, южное побережье Ладожского озера, Онежское озеро и его окрестности, берега Северной Двины. Из Новгорода велось освоение огромных территорий на европейском севере вплоть до Урала. В 1136 г. он первым в средневековой Руси получил статус вольной республики (с этого времени властные полномочия новгородских князей были существенно ужаты).

В X-XI вв. заметно активизировались процессы славянской колонизации Русской равнины. На этом этапе по Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали расселяться кривичи, компактно осевшие в районе Суздальского ополья. Дальше на север заняли территорию ильменские словены. Юг Подмосковья и Рязанщину заселяли вятичи, а также радимичи и северяне.

В этот период завершается процесс подчинения восточнославянских предгосударственных образований (племенных союзов) власти киевских князей. С точки зрения территориально-политической структуры составными частями государства становятся территории, находившиеся под управлением представителей правящей династии Рюриковичей. Историки, как правило, именуют эти территории «землями» или «волостями». Отметим, что для рассматриваемого периода это нетождественные понятия. Под «волостью» чаще всего понимали территорию, княжеское владение, составлявшее часть государства, а термином «земля» обозначали государство в целом.

По типу политического устройства Древнерусское государство характеризуется как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял великий князь Киевский. В эпоху наибольшего подъёма Руси киевский князь сосредотачивал в своих руках всю административную, военную, судебную власть и управлял государством с помощью ближайшего окружения: собственного войска (дружины), удельных князей и наместников (посадников), управлявших отдельными городами (градами). Органом местного самоуправления являлось народное вече. Наиболее сильными его позиции были в Пскове и Новгороде.

После введения христианства весомую роль в поддержке великокняжеской власти стала играть церковь, которая очень быстро превратилась во второго (после князя) крупнейшего землевладельца в стране. Русская православная церковь возглавлялась митрополитом, который назначался Патриархом из Константинополя. Первыми митрополитами были греки, однако Ярослав Мудрый нарушил эту традицию, добившись от духовенства передачи в 1051 г. митрополичьей кафедры русскому священнику Илариону. Во главе отдельных областей — епархий — на Руси стояли архиереи (архиепископы и епископы), а у них в подчинении находились городские и сельские священнослужители, служившие в приходах и монастырях. На нижней ступени церковной иерархии стояли диаконы.

Иларион
Иларион (?-1055) — Митрополит Киевский и Всея Руси (1051-1055). Первый уроженец Руси, возглавивший Русскую православную церковь. Также известен как автор одного из наиболее значимых произведений древнерусской литературы «Слово о Законе и Благодати»

Всё население страны облагалось церковным налогом — «десятиной». Церковь оказала существенное влияние на выбор пути исторического развития нашего государства. До начала монгольского вторжения на Руси действовало свыше 80 монастырей. Духовенство делилось на чёрное (монастырское — монахи) и белое (церковные священнослужители).

За время существования Руси её политическое устройство прошло трансформацию от дружинной формы государственности к централизованной монархии, впоследствии превратившейся в федеративную монархию. Древняя Русь не была монолитной державой, а состояла из приблизительно 15 удельных княжеств, которые сохраняли определённую самостоятельность. Их зависимость от центра часто ограничивалась уплатой дани и обязательством в случае войны оказывать помощь князю, предоставляя в его распоряжение собственные дружины и народное ополчение во главе с тысяцкими.

Внутриполитическое развитие

Расцвет Руси, начавшийся при Владимире Великом, продолжался и в период княжения Ярослава Мудрого (1019-1054). Его приходу к власти предшествовали несколько лет междоусобиц, в которые оказались втянуты все двенадцать сыновей Владимира. Изначально Киев по старшинству достался Святополку, который вскоре, опасаясь конкуренции, приказал казнить своих братьев — князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Позже они были причислены православной церковью к лику святых, в то же время самого Святополка нарекли Окаянным. Оппозицию братоубийце возглавил новгородский князь Ярослав, которому в результате нескольких лет борьбы удалось разгромить Святополка Окаянного в битве на р. Альте (1019) и изгнать старшего брата из Киева в Польшу. Его дальнейшая судьба доподлинно неизвестна.

Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый (978-1054) — ростовский (987-1010), новгородский (1010-1034) и великий киевский (1019-1054) князь. Наибольшую известность получил заключением многочисленных династических союзов с правящими домами Европы и инициативой по созданию первого на Руси писаного сборника законов — Русской Правды

В первые годы правления власть нового князя над русскими землями была не полной, поскольку уже в 1024 г. Ярослав потерпел поражение в битве под городом Лиственом от своего брата, черниговского князя Мстислава. Однако победитель не занял великокняжеский стол. Братьям удалось найти компромиссное решение: они образовали дуумвират, поделили Русь по Днепру и из двух центров — Киева и Чернигова — управляли огромным государством. Лишь после смерти Мстислава в 1036 году Ярослав стал, по словам Нестора, «самовластителем Русской земли».

Среди его основных достижений:

  • масштабное строительство культовых сооружений (только в Киеве насчитывалось более 400 церквей);
  • составление первого писаного свода законов Русская Правда;
  • развитие книжного дела и основание первой библиотеки;
  • составление первой летописи (1037-1039);
  • основание отдельной Киевской митрополии (1051);
  • основание новых городов (Ярославль, Новгород-Северский).

В последние годы жизни Ярослав предпринял попытку решить болезненную проблему престолонаследия. В основу предложенного им механизма преемственности княжеской власти был положен принцип сеньората, то есть власти старшего в роде. В случае смерти киевского князя великокняжеский стол переходил к старшему по возрасту сыну, что, по мнению Ярослава, давало возможность избежать семейных ссор, так как каждый из потомков имел шанс править в Киеве.

После смерти Ярослава Мудрого в истории Руси начинается период политической раздробленности. Поделив страну между своими сыновьями, великий князь собственноручно запустил процесс разрушения единого государственного механизма.

Во 2-й половине XI — начале XII в. усиливаются центробежные процессы в государстве, идут постоянные междоусобные войны. Поражение Ярославичей от половцев в битве на р. Альте (1068) привело к череде народных восстаний, самое крупное из которых состоялось в Киеве. Люди, разгневанные отказом старшего Ярославича — князя Изяслава — выдать им оружие для борьбы с половцами, изгнали его из города. Только спустя год, да и то с помощью польских феодалов, Изяславу удалось вернуть престол.

Временное ослабление внутреннего противостояния позволило принять Правду Ярославичей (1072) — сборник законов, в разработке которого принимали участие потомки Ярослава Мудрого — князья Изяслав, Святослав и Всеволод. Однако вскоре триумвират вновь охватили распри, и он начал терять доверие киевлян, земли которых продолжали подвергаться грабежам кочевников.

В 1093 г. умер последний из Ярославичей — Всеволод. Согласно порядку престолонаследования власть перешла к старшему в роде Рюриковичей — Святополку II Изяславичу (1093-1113). Он оказался посредственным правителем, к тому же, не пренебрегавшим средствами личного обогащения за счёт простого народа: покрывал спекулятивные операции по продаже хлеба и соли, поощрял бесконтрольное ростовщичество.

Авторитет великокняжеской власти неуклонно падал. Междоусобицы разгорелись с новой силой после того, как Олег Святославич в союзе с половцами захватил ряд городов, причитавшихся Владимиру Мономаху — Суздаль, Муром, Ростов. При таких обстоятельствах потерю Киевом статуса главного города в государстве зафиксировал съезд князей в замке Владимира Мономаха в Любече (1097), на котором было принято решение о переходе к вотчинному принципу землевладения.

Владимир Всеволодович Мономах
Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) — смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113) и великий киевский (1113-1125) князь. Талантливый военачальник, обладал литературным даром. Один из крупнейших государственных деятелей своей эпохи

Среди других важных решений съезда было достижение договорённости о совместных действиях князей в деле обороны границ Руси. Против её нарушителей участники соглашения имели право применять силу. Также князья пообещали друг другу не заключать союзнических соглашений с кочевниками. И хотя решения съезда неоднократно нарушались (ослепление теребовльского князя Василька и его месть братьям), они ещё не свидетельствовали о политическом распаде Руси, а только указывали на начало перестройки Древнерусского государства на федеративных началах.

В начале XII в. начинает стремительно расти популярность одного из инициаторов съезда князей в Любече, переяславского князя Владимира Мономаха. Этому способствовало его участие в походах против половцев. В частности, он выступил организатором совместного похода нескольких русских князей, состоявшегося в 1111 г., когда русичам удалось разгромить войско половецкого хана на побережье Северского Донца. Эта победа, заставившая откочевать половцев в Грузию и Венгрию, позволила Мономаху стать реальным претендентом на киевский престол, который он занял по просьбе киевлян после смерти Святополка Изяславича.

В 1-й четверти XII в. князья Владимир Мономах (1113-1125) и Мстислав (1125-1132) временно приостановили распад могучего государства. Восстановив систему оборонительных сооружений на границах Руси (Змиевы валы) и дав отпор кочевникам, они снова объединили под своей властью земли Киевщины, Переяславщины, Смоленщины, Новгорода, Волыни, Туровщины, Минщины, способствовали возобновлению колонизации степей Северного Причерноморья и Русской равнины. С именем Владимира Мономаха связано и появление на Руси легендарной короны всех русских царей — шапки Мономаха, которая символизировала преемственность царской власти от византийских императоров.

Однако после смерти Мстислава, который пытался сдержать центробежные процессы путём заключения со своими братьями различных компромиссных соглашений, ослабление централизованной власти продолжилось. К середине XII в. Русь раскололась на 15 удельных княжеств, которые лишь формально зависели от Киева.

Общественный строй и категории населения на Руси

В X-XII вв. феодальные отношения стали главной тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси. Отдельные историки (Б. Сыромятников) высказывали предположение о рабовладельческом характере общественного уклада на Руси, что породило длительную дискуссию в исторической науке. Аргументы Б. Сыромятникова ставились под сомнение другим крупным исследователем — Б. Грековым, настаивавшем на раннефеодальном характере древнерусского общества. Для разрешения этой дискуссии обратимся к известным нам фактам.

В X-XI вв. на Руси происходит процесс формирования привилегированного класса феодалов, к которому относились князья и местные бояре. Боярами становились бывшие дружинники князя, которые за свою службу получали земли и оседали на них, начиная вести своё собственное, отдельное от великокняжеского двора, хозяйство. Боярами могли стать и местные землевладельцы в случае признания превосходства киевского князя. Князья, бояре и церковь имели право собственности на землю. Они не платили дань и имели целый ряд других привилегий. Кроме феодалов существовали свободные крестьяне-общинники, свободное городское население, феодальнозависимые крестьяне и рабы.

Основную массу городского и сельского населения Древней Руси составляли люди — феодальнозависимые крестьяне, эксплуатировавшиеся государством путём сбора дани (полюдья). Её размер зависел от количества и качества земли, которая была в распоряжении крестьянина. Значительную часть населения составляли смерды — категория населения по Русской Правде, крестьяне на Руси IX-XIV вв., занимавшиеся земледелием. Изначально были свободными, но по мере развития феодальных отношений постепенно закрепостились.

С развитием феодальных отношений количество смердов на Руси уменьшалось, поскольку они превращались в феодальнозависимых крестьян — закупов. Закупы — категория полусвободных крестьян в Древней Руси в XI-XII вв. Закупами называли людей, становившихся должниками, одалживавших у землевладельцев зерно для посева, скот, ремесленную продукцию, т. е. бравших «купу». Отрабатывать долг они должны были в форме исполнения различных феодальных повинностей.

К категории полностью бесправного населения, фактически рабов, относили челядь и холопов — категория зависимого населения в Древней Руси, которая по своему правовому положению приближалась к рабам.

Отдельную категорию населения составляли изгои — люди, в силу определённых обстоятельств выбывшие из своей обычной социальной среды (крестьяне, вышедшие из общины, холопы, которые выкупились, но не имели средств к существованию, разорившиеся купцы и т. п.).

Наиболее распространёнными были три формы феодальной ренты: натуральная (оброк), отработочная и денежная. Среди налогов главное место принадлежало полюдью, церковной десятине и повозу. Кроме того, крестьяне-общинники должны были строить и ремонтировать замки и другие фортификационные сооружения, принадлежавшие феодалам.

Хозяйства крестьян, как и феодалов, отличались натуральным характером, то есть, прежде всего, были ориентированы на удовлетворение своих внутренних потребностей путём максимального использования внутренних ресурсов. Цели производства товаров для их продажи на внешнем рынке ещё не было. Тем не менее, по мере того, как в процессе хозяйственной деятельности стали появляться излишки, часть земледельческой продукции стали обменивать на товары, произведённые ремесленниками. Это стимулировало развитие городов как центров ремесла и торговли. Параллельно они выполняли ещё одну, не менее важную функцию — опорных пунктов княжеской власти и оборонных центров при отражении внешней угрозы.

В большинстве случаев местом для основания города выбирали возвышенность либо территорию у слияния двух рек. Такое расположение давало определённые преимущества при обороне города. Центральную часть города (кремль или детинец) защищали насыпным валом, вокруг которого строили крепостную стену. В детинце возводили княжеские дворцы, культовые сооружения, боярские терема, дома зажиточных купцов. Если город строился в междуречье, кремль был защищён с двух сторон естественной водной преградой. Также нередко для защиты кремля копали рвы, которые заполняли водой. За рвом, защищённая крепостными стенами, располагалась площадка для проведения торговых операций — торжище. Уже в ту пору формируется группа профессиональных торговцев — купцов.

От детинца расходились улочки, на которых проживали ремесленники. Эту часть города называли посадом. Посад, в свою очередь, делился на несколько районов — слобод, населённых ремесленниками той или иной специальности.

Таким образом, у современных исследователей не вызывает сомнений, что система хозяйственных и общественных связей в Древнерусском государстве отличалась от «классического» феодализма Западной Европы. Главным отличием была определяющая роль государственного сектора в экономике, что, в свою очередь, объясняется наличием большего количества общин лично свободных крестьян, которые пребывали в феодальной зависимости от власти великого князя и дружинной знати.

Ещё одной особенностью экономических отношений в Древней Руси было сосуществование феодализма с отдельными элементами родового строя и рабовладельческой формации. Это даёт повод ряду специалистов считать Русь государством с многоукладной экономикой переходного типа, что сближало её с варварскими государствами Северной Европы.

Древнерусское право. Русская Правда

Социально-экономические отношения на Руси регулировала Русская Правда — первый сборник юридических законов. Он объединил правовые обычаи Древней Руси, узаконил изменения, произошедшие в обществе и сознании людей. Основным объектом защиты стали жизнь и личная неприкосновенность человека. Обычай кровной мести был существенно ограничен, а впоследствии и вовсе отменён. Кодекс предусматривал защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, правовое положение феодальнозависимой части населения, право наследования и др.

Оригинал Русской Правды обнаружен не был, зато до наших дней дошло немало её списков, датированных XIII-XVIII вв. Всего их известно около 100. История составления Русской Правды и её последующих списков, которые разделяют на три редакции (краткую, широкую и сокращённую), до сих пор освещена в исторической науке фрагментарно. Краткая редакция Русской Правды открыта В. Татищевым в 1738 г. во время изучения им текста Новгородской летописи, относящейся к 40-м годам XV в. Впервые её напечатал А. Шлецер в 1767 году.

Основу Русской Правды составляют: Правда Ярослава Мудрого (1016), Правда Ярославичей (1060-70-е), Устав Владимира Мономаха (1110-е). Что касается времени появления первой редакции Русской Правды, то мнения исследователей расходятся. Одни считают, что годом её издания мог быть 1016-й, другие склонны датировать её 1030-ми. Большинство положений старейшей редакции уходят корнями в VIII-IX вв., а то и к более древним временам, о чём свидетельствует наличие института кровной мести, после принятия христианства частично заменённой системой денежных штрафов. В законах Ярослава основное внимание уделялось разрешению споров свободных людей, преимущественно в среде дружины князя. Они уравнивали в правах новгородских мужей с киевскими.

Основы краткой редакции Русской Правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Есть также разделы, посвящённые охране жизни, здоровья и имущества. Наиболее жёстким наказанием считался «поток и разграбление», которые не исключали убийства либо изгнания осуждённого и проведения полной конфискации его имущества. Следующим по тяжести наказанием была «вира» — штраф за убийство. За большинство же иных преступлений предусматривалось взимание различных штрафов — «продаж».

Правду Ярославичей составили сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Всеволод и Святослав во время своего съезда в Вышгороде (1072). Её нормы ревностно оберегают интересы князя, его земли, чиновников и имущество. Разные нормы денежных штрафов за убийство определялись общественным положением убитого, что указывало на процессы социальной и имущественной дифференциации в среде славян.

Выдающимся историко-правовым памятником 1-й половины XII в. стал Устав Владимира Мономаха — обобщение законов, изданных во времена правления великого князя киевского. Устав состоял из 69 статей и регулировал правовое положение зависимых крестьян, определяя более справедливый порядок взыскания ростовщических процентов с должников и существенно уменьшая долговые проценты. Были установлены правовые основания охраны прав обанкротившихся купцов и крестьян-закупов, которые физическим трудом отрабатывали долги своим заёмщикам.

Светское право дополняли церковные уставы. Параллельно с Русской Правдой существовал кодекс церковного права — Номоканон, или Кормчая книга. В компетенции церковных судов находились дела о преступлениях против религии (богохульстве), нарушении нравственности и семейных норм (блуде), а также связанные с вопросами о передаче наследства.

Русь в социально-политическом контексте Евразии

Непросто складывались отношения Руси с народами Степи. В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов, положив конец их набегам и перенеся оборонительную линию южнее Киева — на р. Рось. Однако со 2-й половины XI в. участились набеги половцев, впервые пришедших на Русь в 1055 году.

Русские князья противостояли половцам с переменным успехом. Одно из наиболее болезненных поражений было в результате битвы на р. Альте (1068). Ощутимых успехов в борьбе с половецкими ханами удалось достичь Владимиру Мономаху (1113-1125) и Мстиславу (1125-1132), осуществлявшим успешные походы вглубь Дикого поля.

Впрочем, со степняками не только воевали. Процесс взаимовлияний двух экономических систем и этносов был куда сложнее. В период междоусобиц русских князей половецкие ханы неоднократно привлекались конфликтующими сторонами в качестве союзников, как, к примеру, в 1078 г., когда кочевники выступили в роли союзника Олега Святославича во время осады Чернигова. С ними также поддерживались торговые отношения и даже заключались браки: дочери и сёстры половецких ханов становились жёнами русских князей.

Летописям также известны кочевники, помогавшие оборонять границы Руси. По соглашению с князьями они кочевали в специально отведённых для этого местностях, создавая собственные городки-укрепления. Будучи достаточно разнородными в этническом плане, в русских летописях они чаще всего именовались чёрными клобуками.

После принятия христианства Русь встала в один ряд с европейскими государствами, что позволило Владимиру Великому и Ярославу Мудрому заключить выгодные брачные союзы своих детей с наследниками иностранных государств — Польши, Венгрии, Швеции, Священной Римской империи, Норвегии, Чехии и др.

Самый известный пример подобного установления связей с европейскими государствами — правление дочери Ярослава Мудрого Анны как королевы Франции (1051-1060). Помимо этого Ярославу Мудрому удалось окончательно присоединить червенские города (1030) и обозначить позиции русичей в Прибалтике. Им был основан город Юрьев (ныне — эстонский Тарту).

Следуя примеру Ярослава Мудрого, немалое внимание расширению династических связей с Византией, Швецией, Норвегией, Священной Римской империей и другими европейскими странами уделяли князья Владимир Мономах и Мстислав. Так, сам Владимир Мономах приходился внуком византийскому императору Константину Мономаху, а в жёны он взял английскую принцессу. Ещё в молодости князь принял участие в военном походе польского короля против чешского князя Вратислава II (1076).

После начала периода политической раздробленности Руси её западные соседи не преминули воспользоваться возможностью расширить свои границы за её счёт. Западнорусские земли стали объектом посягательств со стороны Польши, короли которой решили пересмотреть границы, установленные ещё в эпоху правления Ярослава Мудрого, и Венгрии. Венграм на рубеже XI-XII вв. удалось захватить Закарпатскую Русь.

Ключевые даты

  • 1019-1054 — правление Ярослава Мудрого. Наивысший подъём Руси.
  • 1036 — Ярослав Мудрый окончательно разгромил печенегов.
  • 1051 — впервые Киевскую митрополию возглавил не грек —
  • русский священник Иларион.
  • XI в. — составление первой (краткой) редакции Русской Правды.
  • 1097 — съезд князей в Любече.

Основные понятия

  • Князь — вождь племени, с развитием феодальных отношений — руководитель государства либо государственного образования. На Руси старший из князей назывался великим, остальные — удельными.
  • Дружина — вооружённые отряды в Древней Руси, которые были постоянной военной силой князя. Дружина принимала участие в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Возглавлялась князем. Состояла из двух частей — старшей дружины — бояр и младшей дружины — ядра княжеского войска.
  • Бояре — наиболее родовитые, богатые, приближённые к князю представители Древнерусского общества.
  • Вече — народное собрание у восточных славян. Его истоки в племенных собраниях славян. Впервые упоминается в летописях в Новгороде (1016 г.). В компетенции вече находились вопросы войны и мира, оно призывало к власти и лишало власти князей, принимало законы, заключало соглашения с другими землями. Часто использовалось феодальной верхушкой для ограничения княжеской власти.
  • Вотчина — одна из форм феодального землевладения, родовая собственность, которую передавали по наследству. Возникла в процессе формирования частной феодальной собственности на землю в X-XI вв. В пределах вотчины её собственник, наделённый правом иммунитета, имел административную и судебную власть, а также право сбора налогов.
  • Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. Налагалась не индивидуально, а на село, город, целое племя или государство.
  • Половцы (кипчаки, куманы) — тюркоязычные племена, господствовавшие в XI-XII вв. в южнорусских степях. Основное занятие — кочевое скотоводство и ремесло. Степные просторы от Дуная до Иртыша, которые контролировали половцы, стали называть Дешт-и-Кипчак, или Половецкое поле.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какое значение для дальнейшей истории Древнерусского государства имел съезд князей в Любече, состоявшийся в 1097 году?

Ответ. Съезд зафиксировал потерю Киевом статуса главного города в государстве. На нём было принято решение о переходе к вотчинному принципу землевладения.

Кого из князей называли «тестем Европы»?

  1. Святополка Изяславича
  2. Ярослава Мудрого
  3. Владимира Мономаха
  4. Святополка Окаянного

Ответ. 2.

Запишите термин, о котором идёт речь.

Древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего, «выжитого» из привычной социальной среды.

Ответ. Изгой.




Поделиться ссылкой