Философия Просвещения Франции

Философия Просвещения основывалась на рационализме, вере в возможность разумного объяснения всех явлений. Если средневековое мышление было мистично и возводило всё во Вселенной к замыслу Бога, то для просветителей всякое событие имело конкретную причину и определялось умопостигаемыми законами. Волны накатываются на берег, а огонь горит в очаге вследствие законов природы. Политики, включая королей, поступают определённым образом не потому, что их на это вдохновил Господь, а потому, что это соответствует их проектам мироустройства или несёт им материальную выгоду.

А. Ж. де Бертри. Жан Жак Руссо и символы революции. 1794 г.
А. Ж. де Бертри. Жан Жак Руссо и символы революции. 1794 г.

Многие деятели Просвещения не были атеистами. Но в их представлении Бог — всего лишь первопричина, источник появления Вселенной. После акта создания Господь предоставил природе и людям возможность существовать самостоятельно. Такие воззрения называются деизмом.

Распространение в обществе идей рационализма подрывало религию и абсолютистский строй. Авторитет королей держался на вере в то, что они — помазанники Божьи и пекутся о благе народа по воле Господа. Этому учила и Церковь. Но если Церковь, как объясняли рационалисты, всего лишь спекулирует на невежестве и суевериях, а короли — обычные и притом весьма корыстные люди, тогда по какому праву священнослужители и монархи присваивают себе богатство народа, собирают налоги и повелевают людьми?

Резко осуждал деспотизм неограниченной королевской власти знаменитый философ Мари Франсуа Вольтер. Он отстаивал принцип гражданских прав и свобод личности. «Любой человек имеет право делать всё, что считает нужным, если не нарушает прав другого, — утверждали некоторые философы. — Государственная власть должна гарантировать соблюдение прав человека. В противном случае — это тирания, против которой необходима борьба».

Ж . А. Гудон. Бюст Вольтера. 1778 г.
Ж . А. Гудон. Бюст Вольтера. 1778 г.

В основе взглядов философов Просвещения на общество лежала теория естественного права. Согласно этому воззрению на историю, законы первоначально создавали люди, объединившиеся на основе договора. Затем законы начали издаваться либо одним человеком, либо незначительным меньшинством, узурпировавшим власть. Для большинства сторонников реформ на первом плане стояло достижение власти. Если власть будет в их руках, главная задача может считаться решённой. Или же власть должна принадлежать всему народу? Единства в этом вопросе не было.

Идеологи Просвещения не ограничивались критикой существующего порядка. Они предлагали перестроить общество на разумных началах. Впрочем, они разошлись в том, какое именно устройство следует считать наиболее разумным и справедливым. С XVIII в. некоторые просветители призывали ввести представительное (парламентское) правление. Шарль Монтескьё предлагал установить во Франции конституционную монархию по английскому образцу: с двухпалатным парламентом, системой разделения властей и гарантией частной собственности. Ещё дальше шли другие представители радикальной интеллигенции. Жан Жак Руссо выступал за суверенитет (верховную власть) народа, республиканскую форму правления. Он выдвинул идею эгалитаризма, т. е. общества, которое должно состоять из мелких собственников при отсутствии как нищих, так и богатых. Наконец, появились теоретики (Габриэль Мабли, Жан Мелье, Этьенн Габриэль Морелли), отстаивавшие идеи обобществления собственности (коммунизма). Всем этим концепциям суждено было проявить себя во время Великой французской революции.




Поделиться ссылкой