Маркиза де Помпадур

Маркиза де Помпадур (1721—1 764) — это не имя, а титул Жанны Антуанетты Пуассон, полученный ею в 1745 г. Она родилась в 1721 г. в Париже. Её отец был откупщиком. Мать Антуанетты пользовалась репутацией женщины весёлого нрава. И хотя Жанна получила хорошее образование в монастыре, материнские гены, по-видимому, взяли верх над наставлениями сестёр монахинь. Покинув стены святой обители, мадемуазель Пуассон быстро завоевала известность в парижском полусвете. Чтобы обуздать неукротимый пыл Антуанетты, отчим в 1741 г. выдал её замуж за своего племянника Ленормана д'Этиоля.

Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур. 1756 г.
Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур. 1756 г.

Фамильный замок молодых находился недалеко от леса Сенар, где любил охотиться Людовик XV. Зная о привычках любвеобильного короля, Антуанетта составила хитрый план. Целыми днями она разъезжала в тех местах в вызывающих одеждах. Расчёт оказался верным — его величество обратил внимание на молодую женщину. Однако на пути авантюристки встала тогдашняя фаворитка короля герцогиня де Шатору, также хорошо знавшая повадки монарха и не выпускавшая его из вида. Вскоре мадам д'Этиоль получила приказ не появляться в местах королевской охоты. Неизвестно, как сложилась бы судьба молодой женщины дальше, но в 1744 г. герцогиня де Шатору умерла. Антуанетта получила второй шанс. Проникнув на бал-маскарад в парижскую Ратушу (ту самую, где в «Трёх мушкетёрах» д'Артаньян вернул Анне Австрийской её колье), мадам д'Этиоль снова завладела вниманием короля. Последовала серия интимных встреч, после которых молодая женщина явилась в Версаль и потребовала у государя защиты от ревнивца-мужа. Слабовольный Аюдовик не смог устоять перед таким натиском, и Антуанетта осталась при дворе (точнее, при спальне короля). Её муж чуть было не оказался в Бастилии, но потом по приказу его королевского величества дал жене развод, за что получил прибыльное место в Авиньоне.

Имя мадам Помпадур, благодаря антикоролевским памфлетам, стало нарицательным для самодурствующих спутниц жизни первых лиц государства. Но этот карикатурный образ не вполне соответствовал действительности. Маркиза известна как покровительница литературы и искусства. Вольтер посвятил ей свою трагедию «Танкред». Её вкус господствовал при дворе и считался эталоном.

В течение 18 лет маркиза Помпадур контролировала политическую жизнь Франции. Без её участия не обходились назначения на важнейшие государственные посты. Но в политике успехи фаворитки оказались не столь велики, как в сфере культуры. Многое для неё определяли личные симпатии и антипатии. На ответственные должности назначались недалёкие, но верные ей люди, вроде бездарных полководцев маршала Субиза или графа Клермона. Как писал один русский дипломат, «то бесспорно, что она имеет весьма проницательный и прехитрый разум. Она все меры приняла и неусыпно старается о сохранении своего кредита (влияния); для того в министерстве посадила таких людей, которые не токмо бы ей преданы, но и знанием и умом своим не равны были...». Вместе с Людовиком XV маркиза де Помпадур несёт ответственность за упадок Франции в XVIII в.

Альковная революция

Современников шокировали королевские подруги. Прежде фаворитки происходили из высшей аристократии, а маркиза де Помпадур была дочерью откупщика. Третье сословие проникло в королевскую опочивальню! Французская аристократия не могла простить такое оскорбление. Однако успех преемницы маркизы, мадам дю Барри, шокировал уже не только двор, но и всю Францию. Дело в том, что Жанна Бегю, или Бекю, она же девица Боварнье, она же графиня дю Барри, была взята ко двору прямо из публичного дома. Возвышение Жанны стало следствием интриг известного сутенёра графа дю Барри и некоторых придворных. Они решили использовать новую фаворитку против могущественного министра иностранных дел Франции герцога Шуазеля.

Маркиза де Помпадур была незаурядной женщиной, покровительницей наук и искусств, чего нельзя сказать о дорвавшейся до Версаля проститутке. Жанна прославилась двумя фразами: обращением к королю: «Франция, твой кофе... убежал» и «Одну минутку, господин палач». Последние слова несчастная графиня дю Барри произнесла уже в годы революции, когда ей рубили голову.

Ж. Ж . Каффиери. Мадам дю Барри. 1770-е гг.
Ж. Ж . Каффиери. Мадам дю Барри. 1770-е гг.



Поделиться ссылкой