Парадоксы сэра Томаса Мора

Отечественному читателю Томас Мор более всего известен своей «Утопией». Это трактат о вымышленном острове (слово «утопия» образовано из греческого «топос» — «место» и отрицательной частицы, соответствующей русскому «не»), на котором существует идеальное общество. На этом острове отсутствует частная собственность, всё находится в ведении государства, отменены деньги, произведённые товары распределяются по потребностям (не зря классики марксизма считали Мора своим предтечей). Всё население обязано заниматься производительным физическим трудом, в первую очередь — ремесленным, в зависимости от склонности.

Сельскохозяйственное производство организуется по принципу трудовой повинности — все граждане, живущие в городах (сельского населения в Утопии нет), должны поочерёдно выезжать на два года на земледельческие работы. По тому же принципу люди призываются к занятиям, на которые вряд ли кто согласится по доброй воле, — могильщики, ассенизаторы и т. п. Также отсутствуют палачи: закоренелых преступников сами граждане побивают камнями. От физического труда, впрочем, освобождены правители, избирающиеся по весьма замысловатой схеме и практически несменяемые, а также лица, проявившие особые способности к научным занятиям (видимо, лорд-канцлер, он же знаменитый учёный-гуманист, надеялся когда-нибудь дожить до появления такого общества, но не заниматься там тяжким трудом).

Семьи в нашем понимании в Утопии нет: семья — это трудовая бригада, объединённая по принципу одной профессии; если кто испытывает склонность к другому виду ремесла, он переходит в другую семью. Все должны носить одинаковую одежду, питаться совместно, вместе ходить на работу. Поскольку целью брака является производство здорового потомства, то такое дело нельзя пускать на самотёк. Пары супругов подбирают правители, причём высоких надо врачевать с низкими, худых — с толстыми и т. п. А чтобы будущие супруги не испытывали к партнёру физического отвращения, перед вступлением в брак их демонстрируют друг другу обнажёнными (в присутствии чиновников и добродетельных матрон), так что, если не нравится невеста (или жених), можно ещё отказаться.

И вот эту казарму, этот «гуманистический» ГУЛАГ, эту ферму по выведению правильной породы людей Томас Мор, добрый, гуманный (в современном смысле) человек считал идеальным обществом! Правда, в нём нет развращающего богатства и изнуряющей бедности, женщины уравнены в правах с мужчинами, все дети получают прекрасное образование, господствует полная веротерпимость (при этом атеистам запрещено публично высказывать свои взгляды, но их всё же не преследуют).

Надо сказать, что современники и потомки в Англии, многие из которых восхищались Мором и не только, а может быть, и не столько по религиозным причинам, как-то проходили мимо «Утопии». От елизаветинской эпохи до нас дошла драма «Сэр Томас Мор», чьим автором (или одним из авторов) некоторые современные исследователи считают Шекспира. Одним из центральных моментов пьесы является защита лордом-канцлером фламандских ткачей. В Англии было весьма развито сукнодельное производство, причём принесли его на Британские острова фламандцы. Немало выходцев из Фландрии владели ткацкими мастерскими, успешно конкурировавшими с местными сукновальнями. Это вызывало гнев у лондонских мастеров и подмастерьев: «Понаехали тут и не дают нормально работать честному англичанину!». Знакомо, не правда ли? Дело дошло до фламандских погромов (бывали и такие), и только канцлер Мор сумел усмирить разбушевавшуюся толпу своими призывами к терпимости по отношению к чужакам. Так вот, в этой драме, в которой Томас Мор выведен с огромной симпатией, «Утопия» не упоминается ни разу.

Автор: Дмитрий Харитонович




Поделиться ссылкой