Каперы

Мы привычно воспринимаем пиратов только как морских разбойников (за исключением разве что капитана Блада и ему подобных персонажей). Но ведь существовала форма пиратства, не только одобряемая, но даже поощряемая на государственном уровне.

Такими пиратами были каперы (или, как их еще называли в Британии, «приватиры», во Франции — «корсары», а в Голландии — «печелинги» или «флекселинги»). 

ПИРАТЫ С ДОГОВОРОМ

По сути, деятельность каперов была выгодна всем: и государству, и капитану судна. Воюющее государство разрешало каперу захватывать вражеские купеческие корабли (правда, иногда «под раздачу» попадали и нейтральные державы). Главное отличие каперов от рейдеров состояло в том, что последние были именно правительственным военным средством. Каперы не служили государству, а были именно «частными помощниками». Однако, в отличие от обычных пиратов, они грабили на вполне законных основаниях. 

Каперские свидетельства выдавались согласно индивидуальным «правилам» государства. Так, например, в американских колониях оформлением свидетельств занимались губернаторы. Впоследствии это право перешло к властям отдельных штатов, Континентальному конгрессу и, наконец, президенту. В прошении о свидетельстве необходимо было указать массу подробных сведений, в том числе название и тоннаж корабля, имя владельца, его местожительство, численность команды и т. д. Интересно то, что документ выдавался кораблю, а не человеку. При этом судно становилось официальной морской вспомогательной единицей, а его владелец защищался по законам военного времени. Например, если капера и его команду захватили, они приравнивались к военнопленным, а если свидетельства не было — к обычным пиратам, с которыми и поступали соответственно.

ИСТОКИ

Предпосылки к возникновению каперства можно найти еще в истории древних цивилизаций. Уже во II тысячелетии до н. э. обычаями предполагалось, что пострадавший от иностранного судна мог «возместить ущерб» за счет соотечественников грабителя. Так, например, египетский жрец Уну-Амон, ограбленный капитаном корабля близ чекерского города Дор, без зазрения совести напал на первое встречное чекерское судно в качестве «ответной меры». В XII в. подобная практика ока за око уже допускалась только с разрешения государства. Правда, буквально несколько десятилетий спустя выдача подобных «грамот» была прекращена, но именно на их основе и появились каперские патенты. 

РАЗДЕЛИТЬ БОГАТСТВА

Местные судьи следили за выполнением каперских законов
Местные судьи следили за выполнением каперских законов

В морских войнах в период XVII–XVIII вв. каперство стало самым эффективным инструментом для подрыва вражеской торговли. И не только вражеской — в любой стране понимали, что пока они враждуют и тратят средства на военное производство и обеспечение, другие мирные страны продолжают богатеть. Поэтому из-за каперов не развивались и нейтральные государства. Согласно французскому ордонансу 1584 г. в добычу капера входили не только товары, перевозимые на захваченном корабле, но и само судно. 

ПЕРИОДЫ

В развитии каперства можно выделить наиболее яркие периоды:
Освободительная война Голландии. Голландские каперы (известные как «гёзы») бороздили моря в поисках купеческих кораблей, особенно досаждая испанским судам.

История Фрэнсиса Дрейка. Первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие, талантливый военный, сыгравший важную роль в уничтожении испанской Непобедимой армады, и один из самых знаменитых каперов. Впрочем, испанцы настаивали на том, что Дрейк был не более чем пиратом, и подкрепляли свои слова тем фактом, что британские власти весьма переменчиво относились к самому Фрэнсису. Хотя много ли мы знаем вообще случаев «государственного постоянства» по отношению к своим преуспевающим подданным?

Эпоха французских корсаров. Именно французские нападения на испанские суда положили начало эпохе флибустьеров.

Существовала еще отдельная категория — арматоры. Это — капитаны, которые за свой счет снаряжали судно, а после захвата корабля получали часть дохода, другую долю отдавая государству. Арматоры могли быть или не быть каперами.

ПРОТИВ ИСПАНИИ

Абордаж корабля Британской Вест-Индской компании
Абордаж корабля Британской Вест-Индской компании «Тритон» каперской командой. Рисунок Ambroise Louis Garneray

На самом деле большая часть каперской деятельности была направлена против Испании — многих манили золотые американские грузы, а богатые корабли, груженные драгоценностями, не давали покоя всем капитанам без исключения. Но как же насчет испанских каперов? А их не существовало вовсе! Испания вела столь обширную морскую торговлю, что предпочитала не устраивать «морской терроризм». Ведь ответные меры грозили «обиженными соседями», которые причинили бы куда больше ущерба, чем вся прибыль, которую могли гарантировать бы государству каперы. 

В РОССИИ

Нарва
По приказу Ивана Грозного пираты грабили польские и шведские корабли возле Нарвы

А что же насчет каперов в России? К их услугам прибегал еще Иван Грозный (и это можно считать первой эпохой каперов), выдавший каперский патент (в русском варианте, конечно, «царскую грамоту») на разграбление шведских и польских судов, нападавших на торговые корабли близ Нарвы, которая на тот момент была нашими главными «торговыми воротами». Получивший свидетельство датчанин Карстен Роде развил настолько бурную деятельность, что менее чем за год захватил 22 судна. Общая стоимость добычи (вместе с грузами) составляла полмиллиона серебром (баснословные деньги). Вторая «каперская эпоха» наступила в России уже при Петре I, который выдал поручику Ладыженскому и подпоручику Лауренсу Берлогену «паспорта», дабы «каперить» шведские суда. 

ОТМЕНА КАПЕРСТВА

пираты
Вся экипировка экспедиции (включая оснастку кораблей) осуществлялась за счет капера. Такой вот «бизнес». Потратился на рейд — вернул добычей

Однако нельзя отрицать, что деятельность каперов приносила больше вреда мировой торговле, чем пользы конкретному государству. А потому еще с XIV в. Франция и Англия регулярно заключали договора, чтобы не поощрять этого занятия. Но только в XVIII в. о необходимости отмены каперства заговорили в полный голос. В 1761 г. против этого выступал публицист аббат Мабли. В 1785 г. США заключили с Пруссией договор, отменяющий выдачу каперских свидетельств. А уже в 1792 г. французское Законодательное собрание попыталось выдвинуть подобную инициативу на общеевропейский уровень. Однако только полвека спустя, в 1856 г., была издана морская декларация, в которой каперство объявлялось уничтоженным. Вскоре к этому заявлению присоединились все американские и европейские государства, кроме США, Испании, Боливии, Мексики, Венесуэлы, Уругвая и Новой Гранады.

В НАШИ ДНИ

Между прочим, формально каперство существует и сегодня. В первой статье Конституции США говорится, что Конгресс до сих пор может оформлять каперские свидетельства, хотя на практике с XIX в. не было выдано ни одного. Впрочем, дирижаблям Volunteer и Resolute, участвовавшим во Второй мировой войне, иногда приписывают статус каперов.

Поделиться ссылкой