«Золотой век» пиратства

Пират-буканир
Пират-буканир. Иллюстрация Говарда Пайла. 1905 г.

Самое романтизированное время за всю историю пиратства — именно «золотой век», который и по сей день вдохновляет писателей и режиссеров. Собственно, по книгам («Остров сокровищ», «Одиссея капитана Блада», «Черный лебедь») и фильмам («Пираты Карибского моря», «Питер Пэн») многие из нас составили свое представление о морских разбойниках и их вольной жизни. Но что на самом деле происходило в «золотую эпоху» пиратской истории?

Период, который называли «золотым веком» пиратства, на самом деле продолжался чуть менее 80 лет — с 1650 по 1726 г. Последние 10 лет, пожалуй, составляли одну из самых ярких вспышек в истории пиратства. Война за испанское наследство, расцвет каперства (использование военного судна частными лицами), мгновенные превращения во владельцев несметных сокровищ — таким и был этот последний период «золотого века». Часто к «золотому веку» причисляли только последние 10 лет, так как именно они отличались событийной насыщенностью и куражом.

Важно понимать, что сам термин «золотой век пиратства» — это, конечно, выдумка историков. Ни в XVII, ни в XVIII в. подобного названия не существовало.

НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Особенностью средневекового пиратства был уход от традиционных основ. Европейских каперов интересовала не просто нажива и религиозные вопросы — морской разбой был отражением межгосударственных конфликтов, развернувшихся между Францией, Португалией, Нидерландами, Испанией и Великобританией.

НАЧАЛО РАСЦВЕТА

Первый период «золотого века» начался с возобновлением колонизации. Стала развиваться международная экономика и морская торговля, но, увы, не все было так безоблачно. Опасаясь истребления со стороны испанцев, охотники-буканьеры перебрались на Тортугу — маленький остров недалеко от берега, а уже там развивалось пиратское пристанище. После того как Великобритания захватила до этого испанскую Ямайку, начался новый виток спирали — каперские свидетельства можно было свободно получить у самого губернатора, а близкое расположение Порт-Ройала позволяло быстрее и выгоднее сбывать награбленный товар.

Первые 30 лет безраздельно принадлежали буканирам — выходцам из французских и английских поселений, которые грабили суда, курсировавшие между Европой и испанскими колониями. 

Испанский «Ман-о-Вар» вступает в бой с берберскими корсарами
Испанский «Ман-о-Вар» вступает в бой с берберскими корсарами. Картина Корнелиса Хендрикса Рума. 1615 г.

ВРЕМЕНА «ПИРАТСКОГО КРУГА»

Период с 1680 по 1716 г. называли временем «пиратского круга». Самим термином обозначали мореходный маршрут, проходивший от западной Атлантики до Индии. Пираты проходили по одной и той же траектории, захватывая корабли Ост-Индской компании и мусульманские суда. Стюарты пали, вражда между Францией и Великобританией вскипела с новой силой, и многолетнее партнерство между французской Тортугой и английской Ямайкой закончилось в тот же миг. А когда землетрясение 1692 г. разрушило ПортРойал, пираты окончательно поняли, что пора начать поиск других прибыльных маршрутов. 

НОВЫЕ МЕСТА ДОБЫЧИ

Немалую роль в расширении пиратской географии сыграло и то, что Испанская империя к тому моменту уже и так была почти полностью разграблена — один только Маракайбо всего за год грабили три раза, Рио де ла Ача — пять раз, Толу — восемь. А вот менее богатые британские колонии (Нью- Йорк, Бермуды, Род-Айленд) не только не сопротивлялись пиратскому нашествию, но и, напротив, всячески его поддерживали. Один из эксплуататоров произнес в защиту бандита следующие слова: «Чересчур жестоко вешать людей, приносящих золото в эти провинции». Впрочем, многих пиратов куда больше привлекали индийские берега, чем британские колонии в Америке.

Шелк, набивной ситец и иные предметы роскоши, которые в избытке производились в Индии, были идеальной добычей. В то же время Индийский океан никем не охранялся, что оставляло торговые суда беззащитными перед алчностью разбойников. Именно в это время зажигались такие пиратские звезды как Вильям Кидд, Роберт Каллифорд, Генри Эвери и Томас Тью. С некоторыми из этих легендарных личностей мы познакомимся чуть позже.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. В битве при Виго голландцами и англичанами был уничтожен испанский флот, перевозивший серебро в эквиваленте более 1 000 000 фунтов стерлингов.

ПИРАТЫ БЕЗ РАБОТЫ

В 1713 г. была подписана целая серия мирных договоров, ознаменовавших конец войны за испанское наследие. Тысячи моряков (и каперов в том числе) оказались освобожденными от военной обязанности. А такое множество обученных служителей во дных пустынь, не знающих чем себя занять, — это серьезная проблема. Не имея средств для пропитания, вынужденные зарабатывать рабским трудом, они, конечно, с великим энтузиазмом принимали предложения капитанов, обеспечивая нескончаемое пополнение пиратских команд. И что самое страшное — уже обученными людьми, умелыми и на море, и в обращении с оружием.

ОБЪЕДИНЕННАЯ КАМПАНИЯ

В 1715 г. была организована, пожалуй, самая крупная пиратская кампания за весь «золотой век». Объединенные силы экскаперов в составе Эдварда Инглэнда, Сэмюэля Беллами, Чарльза Вейна и Генри Дженнинга напали на испанцев, пытавшихся поднять сокровища затонувшего близ Флориды галеона. Операция увенчалась успехом, но губернатор Ямайки к неожиданности пиратов запретил им тратить добычу на острове. Не видя иного выхода, Дженнингс и его «партнеры» основали новую базу в Багамах на острове Нью-Провиденс. На протяжении трех лет эта база была истинным пиратским оазисом, открытым для любого «джентльмена удачи».

ОХОТА НА ПИРАТОВ

К концу первой трети XVIII в. пираты поняли, что избыток моряков стал для них не только благословением, но и проклятием. Многократно участившиеся случаи разбоя переполнили чашу терпения европейских государств, которые начали в спешном порядке организовывать военно-морскую защиту, чтобы выследить бандитов и обеспечить безопасность торговых кораблей. Избыток безработных моряков позволял и на правительственные суда набирать команды за бесценок. 

Знаменитый остров Тортуга
Знаменитый остров Тортуга

КОНЕЦ «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

К 1720 г. пиратство уже пришло в упадок. «Золотой век» на самом деле не продлился и десятилетия. К началу 1720-х гг. большинство морских разбойников осталось в прошлом и лишь немногие еще были в бегах. Но в истории до сих пор громче всего звучат имена капитанов именно «золотого века».

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. В XVIII в. возникла модель так называемой треугольной торговли — корабли плыли из Европы в Африку, чтобы обменять товары и оружие на рабов, затем уходили в Карибское море продать рабов и купить какао, табак и сахар. Этот маршрут был особенно выгоден для пиратов, так как торговцы получали деньги на каждой подобной остановке и можно было смело грабить любое судно, проплывающее мимо, не боясь остаться без барыша

Поделиться ссылкой