Пиратская конституция

«Согласно пиратскому кодексу», «согласно кодексу братства». Редкое произведение обходилось без упоминания некоего свода правил, согласно которому действовали пираты. И если верить фильмам и книгам, действовали не всегда в своих интересах. Но чтобы пират — и упустил свое?

Пиратский кодекс (или, как его еще называли, «статья соглашения») действительно существовал. Но не в каком-то едином виде — многие разбойники создавали собственные своды законов, по которым «правили» своей пиратской братией. Подобные собрания указаний были у Бартоломео Португальского, Бартоломью Робертса и, конечно же, у Генри Моргана.

ПРАВИЛА И УКАЗАНИЯ

Особенность кодекса состояла в том, что он вступал в силу только после того как его подпишет каждый член корабельной команды, поэтому и «соглашение», поэтому больше «правила и указания», чем закон. Те пираты, которые управляли своими судами «железной рукой» (та же Чжэн Ши, о которой мы уже упоминали), руководствовались не кодексом, а собственными принципами, именно правилами, за нарушение которых карали по всей строгости. 

КАК БУДЕМ ДЕЛИТЬ?

Что до «статьи соглашения», она, скорее, создавалась для того чтобы упростить совместный разбой, заранее договорившись о том, «что мы делаем, а чего не делаем». 

В первую очередь, это касалось дележа добычи — в письменном варианте обязательно указывалось, какую долю получит капитан и каждый из членов команды.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. Согласно традиционным соглашениям XVII в. добыча делилась следующим образом: 200 песо получал наводчик на богатое судно, 150 песо — корабельный плотник, 250 песо — хирург. Из остальной суммы закладывали «страховку» для раненых. Потеря правой руки оценивалась в 600 песо, левая рука или правая нога — в 500 песо, левая нога — 400 песо. Глаз или палец ценились совсем дешево — 100 песо. Оставшаяся часть делилась поровну между всей командой, однако капитану причиталось четыре или пять долей (а иногда доходило и до восьми), помощнику капитана — две доли, а юнге — только половина. Новички традиционно получали меньше опытных пиратов. Свою долю можно было получить и рабами, захваченными при разбое, — один раб оценивался в 100 песо.

ДЕЛАЙ ДЕНЬГИ

Один из современников пиратской эпохи писал, что «флибустьеры готовы сражаться только из-за денег», и в чем-то он был прав. Ведь то же соглашение предполагало, что самые рисковые ребята зарабатывали дополнительную награду — 50 песо мог получить тот, кто первым поставил флаг на укреплениях врага, дополнительные 200 песо вручались тому, кто сознательно шел на риск за общее дело. А если в бой направлялась пиратская флотилия, команда, которая захватывала первое судно, могла обрести до 1000 песо сверх положенного.

сундук
Если в сундуке только золото, делить легко, а если еще и украшения? Ох, видимо, и кодекс выручал не всегда

ВЕРА В БОГА

Если пираты не уважали государственные законы, грабили и убивали, следовательно о религиозности не могло идти и речи? Невероятно, но, напротив, большинство разбойников были людьми верующими. В рядах пиратского братства было множество английских пуритан, французских гугенотов, голландских кальвинистов. Подчас пиратские рейды проводились даже не с целью обогащения или в качестве военной миссии, но скорее в виде религиозной войны. 

ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ

Замечательный пример можно найти в книге Прингла «Веселый Роджер: История великой эпохи пиратов». Французский капитан флибустьеров Даниэль обнаружил на захваченном судне среди пленных католического священника. Он попросил падре отслужить обедню прямо на борту. Воздвигли алтарь, и священник приступил к богослужению, но один из матросов позволил себе непочтительное поведение. Капитан сделал ему замечание, но получил в ответ только богохульное ругательство. Тогда Даниэль вытащил пистолет и пристрелил безбожника, поклявшись проделать то же самое с любым, кто будет непочтителен к святым обрядам. Труп тут же выбросили за борт, а священнику после службы подарили негра-раба и коечто из добычи.

Особенно занимательно различие в кодексах флибустьеров и корсаров. Первые скорее были склонны к некоей странной форме демократии. Все должности были выборными, а любое решение, несмотря на наличие капитана, принималось на общей сходке большинством голосов. Капитан же обладал безграничной властью только во время боя. В свою очередь, предводитель корсаров оставался главным и на суше, и на море, был фактическим правителем своего пиратского государства.

НЕ ЗАБЫТЬ ПОМОЛИТЬСЯ

На самом деле ситуация с богохульством и непочтением к религии — скорее, исключение, чем правило. Флибустьеры придавали большое значение святому провидению, молились за едой и перед сражением. И даже перед дележом добычи каждый член команды клялся на Библии. С другой стороны, немало веры было и в предсказания и суеверия. На некоторых кораблях (например, на судне капитана Свана) даже плавали астрологи, предсказывавшие грядущие опасности и беды.


Поделиться ссылкой