Зарождения пиратства

Морской разбой возник в Восточном Средиземноморье, которое в XIII в. до н.э. находилось под господством ликийцев, проживавших на юге современной Турции. Однако в юго-восточном азиатском островном мире и у южнокитайских берегов встречаются еще более древние следы морского разбоя. Ормузский пролив, где на входе в Персидский залив патрулировал береговой дозор, также считался одним из ранних пиратских оплотов.

римская мозаика III в. показывает, как греческий бог Дионис обращает в бегство пиратов
Морские разбойники существовали уже в древности. Эта римская мозаика III в. показывает, как греческий бог Дионис обращает в бегство пиратов.

В Средиземном море пиратство возникло в период расцвета торговли, когда водные просторы стали бороздить груженные товарами финикийские и греческие торговые корабли. Задолго до этого времени бытовала традиция исследовать незнакомые берега и забирать все понравившееся, в том числе людей. Береговой разбой являлся, вероятно, первой формой пиратства. Первые пираты обитали на побережье Малой Азии и многочисленных островах Эгейского моря. Здесь они подкарауливали груженные медью, серебром, янтарем и оловом корабли финикийских торговцев.

Какой тактики придерживались пираты?

Порядок действий береговых пиратов во все времена был одинаковым: на обзорном пункте один из разбойников высматривал добычу. Как только он замечал подходящий объект, подавал сигнал сообщникам, которые тотчас прыгали в свои плоскодонки. Если морских разбойников преследовал более сильный противник, они молниеносно исчезали в бухте, топили суда и уходили только им известными путями.

Пираты заметили торговый корабль и приготовились к нападению
Пираты заметили торговый корабль и приготовились к нападению

По ночам береговые пираты охотились на людей. Они переодевались купцами или странниками и выясняли, где и когда должно состояться какое-либо торжество. Затем внезапно нападали. Людей сгоняли на корабли и позже продавали работорговцам.

В конце концов главным обзорным пунктом пиратов стало море: из береговых разбойников они превратились в морских. Теперь им требовались корабли, которые бы подходили для погони и абордажа.

Многочисленные острова Эгейского моря
Многочисленные острова Эгейского моря с бухтами давали пиратам укрытия и тайные пути к отступлению

Из истории известно, что в древние времена первыми боевыми кораблями, выступившими против морских разбойников, были суда средиземноморского острова Крит. Позже, в VII в. до н.э., флот могущественного торгового города Коринфа также вступил в войну против пиратов, которых стало так много, что они превратились в настоящую напасть. Бывший торговец .Поликрат в 538-522 гг. до н.э. на острове Самос объединил под своим командованием пиратский флот численностью около 100 судов.

До изобретения корабельных орудий морские бои решались исключительно абордажем (от латинского intrare — «входить, влезать»). Впервые он был осуществлен римлянами в 260 г. до н.э. с помощью абордажных мостков, которые по ходу движения перекидывались на вражеское судно вдоль борта. Однако абордаж применялся и в более поздние века: сначала атакующее судно шло вдоль борта маневрирующего под обстрелом корабля противника. Затем прикреплялось абордажными крючьями и якорями-кошками к вражескому кораблю. После команды «на абордаж!» вооруженные пистолетами, ножами и абордажными топорами нападающие прыгали на вражеский корабль.

Как боролись с пиратами?

Успехи морских охотников шли на спад, так как греческие торговцы организовали судовые товарищества.

Для устрашения пиратов на борту торговых судов присутствовали вооруженные люди, либо караваны торговых судов-союзников охраняли так называемые суда-конвоиры, на борту которых были вооруженные люди.

Античные парусные суда, изображенные на римском саркофаге II-III вв.
Античные парусные суда, изображенные на римском саркофаге II-III вв.

Морской разбой пошел на убыль, когда захваченные персами афиняне создали мощный военный флот. С его помощью в 480 г. до н.э. они разбили не только захватчиков, но и энергично боролись с пиратством. Основанный Афинами морской союз, объединивший города на берегах Эгейского моря, обеспечивал торговые суда охранным конвоем через Трир.

Однако спокойствие длилось недолго. Когда в 404 г. до н.э. с упадком морской мощи Афин пиратство возродилось с новой силой. Безработных солдат и моряков, приходивших на смену прежним поколениям пиратов, было более чем достаточно.




Поделиться ссылкой