Первые упоминания о рыцарях относятся к концу X в. Но истоки рыцарства надо искать на несколько столетий раньше, на обломках Римской империи, где образовывались новые народы и государства. Рыцарство складывалось на основе новых форм социальных отношений, установившихся в этих странах, под эгидой христианской веры, объединившей новые народы.
Понятие «рыцарь» связано с понятиями «Средневековье», «Средние века» – именно тогда и жили рыцари. Эти «века» названы «средними» потому, что в истории они идут между двумя историческими периодами: Древним миром и Новым временем (с середины XVII в.). Великим государством Древнего мира была Римская империя, распространившая своё влияние из Италии и Греции на Западную и Южную Европу, Северную Африку и Малую Азию. По мере разрастания территории удерживать власть над ней становилось всё сложнее, и в III в. н.э. Римская империя стала терять могущество, раздираемая изнутри войнами претендентов на власть, а извне – набегами варваров.
Когда Рим был силён, он держал варваров в узде, обращая их земли в свои провинции, вводя там свою культуру. Но когда Империя ослабла, варвары стали чаще совершать на неё набеги, и целью их была уже не добыча, как в былые времена, а возможность жить на землях Рима на правах римских граждан. Варвары заселяли римские провинции, и так проходила варваризация Империи. Римские императоры, не доверяя собственному народу, предпочитали набирать в армию варваров, не имевших связей в римском обществе. За службу варвары получали землю и римское гражданство. К концу III в. н.э. римская армия уже на ¾ состояла из варваров. Дослужившись до высоких должностей, вожди варваров получали доступ к власти.
Земли кельтов (галлов) вошли в состав Империи как провинции Галлия (нынешняя Франция) и Британия (нынешняя Англия), где жило кельтское племя бриттов. В Европе, севернее римских владений, от Северного до Чёрного моря, раскинулись земли германских племён: англов, ютов, тевтонов, саксов, лангобардов, вандалов, алеманнов, франков, готов и др.
В конце III в. н.э. император Диоклетиан для удобства управления разделил страну на четыре части – префектуры – две западные и две восточные. При его преемниках этот раздел перешёл в раскол – образовались Западная и Восточная Римские империи. Император Константин Великий, объединивший осаждаемый варварами запад и более спокойный восток, в 330 г. перенёс столицу империи на восток, в город Византий, который нарекли его именем – Константинополь. Но после смерти Константина Римская империя вновь распалась на две части – Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе. На востоке власть императоров была сильна, и Восточная Римская империя, известная в истории как Византия, просуществовала ещё почти тысячу лет. Западная Римская империя, раздираемая внутренними распрями и набегами варваров, клонилась к закату.
Последний раз Империя объединилась при Феодосии Великом. После его смерти в 395 г. Империя была поделена между его сыновьями Аркадием и Гонорием и окончательно распалась на Западную и Восточную. Рим пришёл в упадок, и с 402 г. столицей Западной империи стал город Равенна. Власть над Западной империей захватили вожди варварских племён, управлявшие равеннскими императорами. В 476 г. командующий императорской гвардией германец Одоакр низложил в Равенне последнего римского императора Ромула и образовал в Италии своё королевство. Этот год принято считать концом истории Древнего мира и началом нового исторического периода – Средних веков. На обломках Империи образовались королевства варваров, и в них складывались новые феодальные общественно-экономические отношения.
Римская империя жила в рабовладельческом строе, её благосостояние основывалось на труде рабов. Рабами становились захваченные в войнах пленники, а покорённые народы платили Империи налоги. Когда Империя ослабла и войны, поставлявшие рабов и средства, прекратились, государство стало взыскивать больше налогов с собственного населения. Рабов стало меньше, и вместо них пришлось трудиться крестьянам и городской бедноте, попавшим в зависимость к крупным землевладельцам. Центрами хозяйственной жизни стали большие поместья, владельцы которых жили за счёт труда зависимых крестьян - колонов. Стала складываться новая форма социальных отношений - феодализм.
При феодализме возникло военное и землевладельческое сословие рыцарей.
Непомерные налоги вынудили мелких землевладельцев продавать свою землю крупным землевладельцам - магнатам и оставаться работать на ней в качестве арендаторов. Это явление стало назваться патронатом: свободные крестьяне попадали в зависимость к патрону-магнату и становились его колонами, получая взамен защиту от произвола властей и помощь. Многие горожане переселялись из приходящих в упадок городов в сельскую местность и отдавались под патронат, меняя свободу на благополучие. Под патронат крупного военачальника или сенатора отдавались целые сёла и города.
В IV в. колонов прикрепили к земле, они стали почти так же бесправны, как рабы. Отныне колон не мог покинуть землю, которую обрабатывал. Продавая землю, патрон продавал и живших на ней колонов.
В римском поместье велось натуральное хозяйство, т. е. поместье само обеспечивало себя необходимыми продуктами и сырьём. В поместье выращивали хлеб, овощи, виноград на вино, оливы на масло, лён на ткани, разводили скот, дававший молоко, мясо, шерсть и кожи, охотились, занимались ремёслами. Колоны кормили и одевали себя и своего патрона. Так поместье стало независимым хозяйственным центром, а власть магната в поместье заменила и местную, и государственную власть. Для защиты своих владений и людей магнат набирал из колонов вооружённые отряды. Эта военная обслуга кормилась у своего патрона и повиновалась ему. Так появились воины, служившие не государству, а частному лицу, от которого они зависели.
В военном деле возросла роль конницы, и магнаты, как позднее и варварские короли, нуждались в хорошо вооружённом конном войске. Кони и оружие стоили дорого. Чтобы воин смог вооружиться, патрон наделял его бенефицием - земельным владением с крестьянами, дававшим ему средства. Бенефиций оставался в собственности получателя, пока тот служил своему патрону. Позднее бенефиций стал передаваться по наследству и получил название феод. Магнат, предоставивший феод, становился сеньором, или сюзереном, тот, кто получал феод, - его вассалом. Землевладельцы (вассалы и сеньоры) сформировали класс феодалов. Сложился новый общественный строй - феодализм, а из вассалов впоследствии сформировалось рыцарское сословие.
Прообразом рыцарского сословия - братства конных воинов - в Древнем Риме может считаться сословие всадников, которое изначально представляло собой сражавшуюся верхом римскую знать. С точки зрения вооружения и применения на поле боя прототипом рыцаря являлся клибанарий - тяжеловооружённый конный воин поздней Римской империи. Другими предшественниками рыцарей стали дружинники варварских вождей, единственным занятием которых была война, а целью - слава и добыча.
Христианство - духовная основа европейской средневековой цивилизации - зародилось в I в. н. э. в области Палестина, ставшей римской провинцией Иудеей. Там стали поклоняться Сыну Божьему Иисусу Христу. С года рождения Христа, по летосчислению христианского мира, начинается наша эра (н. э.).
Под воздействием христианства выработался нравственный идеал рыцаря. Христианская вера обязывала рыцаря придерживаться клятвы, данной своему сеньору, помогать слабым, бороться с несправедливостью. Она сплотила рыцарство разных государств в международное военное братство и повела его в крестовые походы.
Христианство основано на учении Иисуса Христа. По вере христиан, Иисус Христос был Сыном Бога, рождённым чудесным образом земной женщиной Девой Марией. Он был Спасителем человечества (Мессией), чей приход был предсказан древними пророчествами. Жизнь и учение Христа изложены в четырех священных книгах - Евангелиях. Согласно Евангелиям, Иисус родился в 1 г. н. э. в иудейском городе Вифлееме. В 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна (позже названного Иоанном Крестителем), признавшего в нём Спасителя, и стал проповедовать своё учение. Иисус учил, что, соблюдая особые нравственные законы - заповеди и непрерывно совершенствуя себя духовно, можно достичь спасения от вечных мук, ожидающих грешников, и очиститься от первородного греха, совершённого прародителями человечества Адамом и Евой (они вкусили запретный плод и были изгнаны Богом из рая).
Учение Христа во многом шло вразрез с древней религией иудеев, и его сочли опасным. В 33 г. ученик Христа Иуда предал своего учителя, и Иисуса схватили по обвинению в нарушении религиозного закона иудеев. Иудейские жрецы приговорили его к смерти, а римский наместник Понтий Пилат утвердил их приговор. Иисуса казнили, распяв на кресте на горе Голгофе в столице Иудеи - Иерусалиме. Тело Иисуса положили в гробницу, но на третий день гробницу обнаружили пустой. Вскоре воскресший Иисус явился своим ученикам во плоти, утвердив их на путь новой веры, а на сороковой день вознёсся на небо. Ученики и последователи Христа - апостолы, наделённые им особой властью, разошлись по миру, проповедуя христианство.
Язычники римляне, обычно веротерпимые, увидели в христианстве угрозу Империи. Христиане, в отличие от приверженцев других религий многонациональной Империи, не принимали римских богов и не верили в божественность языческой императорской власти. В Римской империи христиане подвергались гонению. Но христианство постепенно обретало сторонников в лице знатных римлян. Христианским общинам - церквям - стали дарить деньги, земли, рабов. К концу II в. христиане стали влиятельной общественной силой, хотя их преследование со стороны властей продолжалось.
Римский император Константин Великий, оценив силу церковной организации христиан, решил обратить её себе на пользу. В 313 г. он признал равенство христианства с остальными религиями и получил поддержку Церкви, а в конце жизни и сам принял христианство. При императоре Феодосии Великом в 380 г. христианство стало государственной религией и заменило язычество. Главным христианским храмом Феодосий сделал Софийский собор в Константинополе (ныне Стамбуле). Позднее, найдя в Церкви опору своей власти, христианство приняли варварские короли.
Ранние христианские общины по-разному толковали основы учения Христа, что мешало христианству сложиться в единую религию с твёрдыми, не подлежащими критике положениями. Наметился раскол. Сторонники ортодоксального учения считали Христа Богом Сыном, равным Богу Отцу. Последователи александрийского священника Ария - ариане утверждали, что Иисус был сотворен Богом, а значит, не равен Богу Отцу, он не Бог, а лишь посланник Бога на земле.
Римский император Константин, видевший в христианстве идею, способную объединить империю, решил преодолеть раскол, и в 325 г. в городе Никее созвал Никейский собор. На этом собрании победили сторонники ортодоксального учения (ортодоксы) и был принят символ веры - основные церковные положения, утверждавшие единство и равенство Святой Троицы - Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Ария отправили в изгнание, его учение осудили. Центром ортодоксов стал Рим. Но варварские короли, стремясь отмежеваться от имперских идей, не приняли ортодоксального учения и вплоть до VI в. исповедовали арианство. Много ариан было и в Византии, демонстрировавшей свою обособленность от Западной Римской империи.
Епископы - так назывались старосты христианских общин - собирались на съезды - соборы для обсуждения вопросов веры и организации церкви. На Никейском соборе была утверждена церковная иерархия (порядок), и во главе Церкви стали патриархи. Главный, римский патриарх получил почётное звание римского папы. С разделом Империи на Западную и Восточную главой восточной Церкви стал константинопольский патриарх. Со временем различия традиций восточной и западной Церквей привели к расколу христианской Церкви, официально утверждённому в 1054 г. в соборе Святой Софии в Константинополе. Возникли западная Римско-католическая церковь с центром в Риме и восточная - православная церковь с центром в Константинополе.