Шумеро-аккадские царства. Древняя Вавилония

К северу от Шумера проживали племена аккадцев. Они носили общее с шумерами наименование «черноголовые». В XXIV веке до н.э. Саргон (в переводе это имя значит «царь истинен») основал Аккадское царство, а потом город за городом завоевал весь Шумер. В итоге появилась самая крупная в те времена держава Передней Азии.

карта региона Передняя Азия
Карта региона Передняя Азия

Большое государство создавало более благоприятные условия для развития хозяйства. Легче было организовать множество людей на строительство каналов; единые законы, меры веса и безопасные дороги приводили к расцвету торговли, а сильная армия хорошо охраняла границы. Саргон, который по легенде был сыном садовода или слуги, правил единолично, не делясь властью ни со жрецами, ни с лугалями, он смело ломал традиции прежней жизни.

Его именовали «царем четырех стран света», ежегодно он совершал походы за добычей к побережью Средиземного моря, в горы востока, на юг к океану. По Персидскому заливу плавали корабли, доставлявшие Саргону индийские товары (даже обезьян и слонов). Однако, как не раз еще случится в дальнейшем, огромные территории, объединённые энергией сильного самовластного правителя, быстро приходили в упадок после его смерти.

Ворота богини Иштар. Пергамский музей в Берлине
Ворота богини Иштар. Пергамский музей в Берлине

В последующие столетия Аккадская держава переживет времена упадка, пока здешние земли снова не объединит на рубеже XXII–XXI вв. до н.э. третья династия города Ура. Историки подробно изучили организацию жизни в этом государстве благодаря тысячам клинописных табличек из архива города. Оказалось, что при храмах организовывали группы работников, которым выдавали продукты по норме и требовали от них выполнения определённой работы.

В больших мастерских под строгим контролем трудились государственные рабы и рабыни, жившие в особых поселениях. Чиновники строго подсчитывали любую мелочь: сохранился документ с подписями и печатями о двух птицах для царского обеда. И хотя правителям удалось общими усилиями населения построить огромный зиккурат, оборонительные стены Ура и крепости по границам, это государство распалось через столетие.

Стела Хаммурапи со сводом его законов
Стела Хаммурапи со сводом его законов

Между тем постепенно набирал силу новый центр Месопотамии – город Вавилон (баб-или, в переводе – «ворота бога»). Он был удачно расположен в центре Месопотамии, где Евфрат сближается с Тигром. Это позволяло контролировать речные и сухопутные дороги, здесь сходились ирригационные каналы. Расцвет Вавилона приходится на время правления царя Хаммурапи – он был на троне с 1792 г. по 1750 г. Хаммурапи оказался хитрым дипломатом и умелым стратегом. Более 30 лет он воевал, договаривался с соседями, вступал в союзы и разрывал их, подавлял мятежи и в итоге создал обширную Вавилонскую державу. Именно с этого момента учёные называют всю Месопотамию Вавилонией.

Царь заботился о процветании страны: в годы его правления провели грандиозный канал «Река Хаммурапи», который называли «богатством народа», приносящим «изобилие воды Шумеру и Аккаду». Однако в историю Хаммурапи вошёл, прежде всего, как создатель свода законов (кодекса), текст которого обнаружили на большом каменном (базальтовом) столбе при раскопках города Сузы. Исследователи условно делят их на 282 статьи, из которых сохранились почти все. По своему объёму и продуманности эти законы намного превосходили те, что создавались другими народами раньше. В Месопотамии кодекс Хаммурапи переписывали и изучали более тысячи лет.

Для учёных законодательство страны – очень важный источник, ведь законы регулируют не единичные случаи, поступки людей, а то, что повторяется и что важно для жизни всего общества. Поэтому именно из законов мы узнаём об основных занятиях населения, группах общества, их отношениях друг с другом. Наличие письменных законов является одним из признаков цивилизации, ведь в них одинаковая норма применяется ко всем сходным случаям по всей стране, действия власти становятся предсказуемыми и заранее известными. С современной точки зрения эти законы очень суровы: за многие преступления полагалась смертная казнь. Особо тяжкими считались кража имущества царя или храма.

Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея
Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея

При определении меры наказания обычно действовало правило равного воздаяния: «око за око – зуб за зуб». Например: врачу, сделавшему неудачную операцию, отрубали именно руку – «виновницу» беды, а сын, ругавший родителей, мог лишиться языка. Из текста законов Хаммурапи мы знаем, что власть защищала собственность своих подданных, заботилась об урожае и своевременном сборе налогов, вознаграждала воинов участками земли. В тексте, сопровождавшем список законов, царь заявлял, что создал их по повелению богов для торжества справедливости в стране. Один из современных исследователей законов Хаммурапи сказал: «Чем больше я читаю этот кодекс, тем больше восхищаюсь умом и мужеством законодателя».

Расцвет Вавилонии был недолгим. Вскоре после смерти Хаммурапи её захватили горные племена, утвердившие свою династию. Страна постепенно слабела, выражала почтение более сильным соседям и приносила им дары – например, Египту времени Нового царства. Сам город Вавилон времен Хаммурапи исчез навсегда: его развалины затоплены подземными водами и недоступны для археологов. Новое возвышение эти земли переживут в короткую, но блестящую эпоху Нововавилонского царства в VI в. до н.э., прежде всего при царе Навуходоносоре.




Поделиться ссылкой