Чатал-Хююк

Голова быка из Чатал-Хююка в музее в Анкаре
Голова быка из Чатал-Хююка в музее в Анкаре

В переводе с турецкого – «вилообразный холм». Крупнейшее и наиболее сохранившееся из найденных археологами поселение эпохи неолита и энеолита. Расположено на территории современной Турции. Самые ранние открытые культурные слои относятся к 7500 г. до н.э.

Поселение существовало до 5700 г. до н.э. Жители покинули поселение до наступления бронзового века. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. Благодаря такому местоположению поселение господствовало над обширными полями, недалеко обнаружен канал, отведённый от реки. Экономика Чатал-Хююка была основана на земледелии и скотоводстве. Кроме пшеницы и ячменя жители Чатал-Хююка выращивали бобовые растения, а также собирали дикорастущие орехи и фрукты. Пасли овец и, возможно, крупный рогатый скот. Археологи предполагают, что на сегодняшний день раскопано не более десятой части территории посёлка. Судя по остаткам окалины и шлака, жители Чатал-Хююка одними из первых в мире научились выплавлять из руды медь. Предположительно здесь проживали до 10 тыс. человек.

Все поселение состояло из жилых домов, общественных построек не найдено. Не найдено и следов разделения общества на богатых и бедных. Дома строили из сырцового кирпича, скученные, как соты в пчелином улье. Улиц или дорожек между домами не было. Вход в большинстве случаев был устроен с крыши, куда были проложены лестницы как внутри, так и снаружи домов, поэтому «улицы», по-видимому, проходили по крышам зданий. Вход был также единственным вентиляционным отверстием для поступления свежего воздуха и выхода дыма. Все помещения содержались в чистоте, мусора или отходов в них найдено крайне мало. В результате строительной активности селение постепенно поднималось над окружающим рельефом. Всего обнаружено до 18 слоев такого строительства.

Некоторые дома были богато расписаны, настенные росписи обычно представляют собой сцены охоты. Найдены статуэтки, которые предположительно изображают богиню-мать. Поскольку нередко их находят в зернохранилищах, историки предполагают, что это было божество, охранявшее урожай.




Поделиться ссылкой