Варны

В переводе с санскрита – «цвета», «буквы», «звуки», «роды», «разряды». Четыре основные группы, на которые с древности делилось население Индии: жрецы-брахманы, воины-кшатрии, земледельцы и торговцы-вайшьи и слуги-шудры. Считалось, что они произошли от разных частей тела мифологического Пуруши либо бога Брахмы. Варновое деление общества появилось в Индии с приходом ариев. Оно упоминается в Ведах и четко закреплено в «Законах Ману» III в. до н.э. Брахманы были высшей варной, из их среды веками выходили священнослужители, монахи, ученые, учителя, судьи и чиновники, встречались и брахманские правители.

Убийство брахмана являлось в древней Индии самым тяжким преступлением. Из следующей по важности варны кшатриев в Древней Индии обычно выбирались цари. В их обязанности входили защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Из-за этого им прощались гнев и другие проявления страсти, они единственные из всех варн имели право наказывать (вплоть до убийства) тех, кто отходил от правильного поведения своей варны. Кшатрий обязан был в любых обстоятельствах защищать пять видов людей - брахманов, стариков, детей, женщин, больных, а также любого, кто не в состоянии сам себя защитить и просит кшатрия о помощи.

Название «вайшья» переводится с санскрита как «преданность», «зависимость»: представители этой варны – земледельцы, торговцы, лавочники, ростовщики, ремесленники – обеспечивали своим трудом высшие варны. Шудры не относились к «дваждырожденным», их варна была самая низкая. Они были в услужении у высших каст. Однако и они делились на чистых шудр и нечистых. Вне варнового деления стояли неприкасаемые. С течением времени общественных групп стало больше и к варновому делению прибавились джати (касты).




Поделиться ссылкой