Ворон

Римская бирема. Реконструкция по барельефу 2 века до н.э. В носовой части – башня для пращников и абордажный трап-ворон
Римская бирема. Реконструкция по барельефу 2 века до н.э. В носовой части – башня для пращников и абордажный трап-ворон

Приспособление, применявшееся в римском флоте для абордажного боя. Широко известен со времен Первой Пунической войны против Карфагена. Историк Полибий описывает его как мост 1,2 м шириной и 10,9 м длиной с невысокими перилами с обеих сторон. Вероятно, «ворон» в виде перекидного моста устанавливали на носу корабля. Одна его сторона прикреплялась к нижней части специального столба, а вторая была соединена с этим столбом веревкой. При ослаблении верёвки ворон опускался на неприятельский корабль.

В передней части «ворона», на его нижней поверхности, закрепляли большой железный крюк или шип, что придавало передней части трапа клювообразную форму (отсюда и название «ворон»). Крюк был сделан так, чтобы пробить палубу корабля противника при спуске «ворона», что обеспечивало крепкую сцепку судов и свободный проход для римской морской пехоты.

Поскольку в начале противоборства с Карфагеном Рим не имел опыта морских сражений, но обладал отличной сухопутной армией, изобретение ворона позволило превращать бой на воде в сражение воинов-пехотинцев. Однако у «ворона» были и серьёзные недостатки: современные эксперименты показали, что его вес делал суда неустойчивыми. Видимо, из-за этого римляне почти полностью потеряли два своих флота в штормах 255 г. до н.э. и 249 г. до н.э. По мере совершенствования римской военно-морской тактики и набора более опытных судовых команд «ворон» использовался все реже, хотя полностью от него не отказались.




Поделиться ссылкой