Ямщик

Тройка на закате. Сверчков Н.
Тройка на закате. Сверчков Н.

Ямщик (от тюркского «дорога») — работник на государственной службе, который правил повозкой с запряженными в нее лошадьми. До середины XIX в. ямщик перевозил почту и пассажиров от одного ямского (придорожного) двора (позднее — почтовой станции) до другого.

Однокоренное слово «ям» встречается еще в особых знаках ханов Золотой Орды. Такие знаки выдавались русским князьям для сбора денежного оброка за проезд по дорогам.

На государственной службе

Именно ямщики доставляли почту, а также государственных служащих, путешествующих из одного города в другой. Пользовались ямской службой и частные лица, щедро оплачивая эту непростую работу. Плата была установлена по определенным тарифам.

Лучшая почта — в России

Иностранные путешественники одобрительно отзывались о ямщиках и их работе. Особенно их восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, ведь их передавали на станциях от одного ямщика другому и везли дальше практически без задержек. Производил впечатление и сам факт существования государственной почтово-пассажирской службы, поскольку в это время в Европе доставкой почты занимались частные лица, и качество этих услуг было невысоким.

Верстовой (отмечающий версты) столб на почтовой дороге между станциями
Верстовой (отмечающий версты) столб на почтовой дороге между станциями

Воевали против Наполеона

Служили ямщики и в русской армии, причем в составе особых воинских подразделений. Так, Тверской ямской казачий полк был сформирован из ямщиков Тверской и Московской губерний перед Отечественной войной 1812 г. Полк принимал участие в боевых действиях на территории Пруссии, Саксонии, Франции. После заключения мира полк был расформирован, но память о героизме его воинов осталась в веках.

«Вот мчится тройка почтовая...»

В конце XVII в. ямские дворы стали называть почтовыми станциями или, позднее, просто почтами. Однако слово «ямщик» не исчезло из обихода.

Перевозка людей и грузов по российским дорогам в те годы была небезопасна. Так, сбившись с пути холодной ночью, можно было замерзнуть насмерть. А еще приходилось опасаться набегов разбойников. Поэтому служба требовала от ямщиков терпения, отваги и большой силы.

После появления в России первых железных дорог количество конных почтовых станций сильно сократилось. Тем не менее, ямщики в России выполняли свою нелепую службу до начала XX в.

Служилые люди

В допетровское время ямщики считались «служилыми людьми», точно так же, как и пушкари, стрельцы и городовые казаки. К середине XVI в. появились ямские слободы — поселения, где жили ямщики, получавшие жалованье и пахотную землю, освобожденные от налогов (до конца XVII в.). Так ямщики стали особой частью русского общества.

Изба ямщика
Изба ямщика

След в культуре

Конная почтовая связь давно канула в Лету, однако образ ямщика сохранился во многих произведениях русской литературы, искусства и народного творчества. В русском народном песенном творчестве существует особый жанр ямщицкой песни, обычно грустной и протяжно-ритмической, выражавшей мечты и надежды ямщика в долгой дороге. Об этих песнях упоминал А. С. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога». Некоторые из них, такие как «Однозвучно звенит колокольчик», «Вот мчится тройка удалая», «Степь да степь кругом» и др., а также романс «Ямщик, не гони лошадей» и по сей день напоминают об этом нелегком промысле.




Поделиться ссылкой