Народные карнавалы в Средневековье

Придворные в карнавальных костюмах
Придворные в карнавальных костюмах

Слово "карнавал" с итальянского переводится как "мясо, здравствуй": кончается пост, можно есть скоромное и веселиться, с благословения церкви, до упаду. Парижский факультет богословия считал народные бесчинства необходимой психологической разрядкой: "Бочки с вином лопнут, если время от времени не открывать отверстия и не выпускать из них воздух. Все мы, люди, — плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха Божьего. Нужно дать ему воздух, чтобы оно не испортилось. Поэтому мы и разрешаем себе в определенные дни шутовство, чтобы с тем большим усердием вернуться к служению Господу".

Самым знаменитым в средневековой Европе был карнавал в Нюрнберге, выпадавший на масленицу. Сначала появлялся "корабль дураков" или "корабль дьявола" — довольно вместительное судно, поставленное на колеса, которое за веревки тащили шуты. Кого здесь только не было! "Богослов" в черном берете, жестикулируя и глядя на игральную доску, как в священную книгу, пытается что-то втолковать "адским духам" с птичьими головами, а те вопят как недорезанные. "Астроном" вычисляет координаты судна и указывает костюмированным матросам — русалкам, дельфинам и ракам — куда им следует править. Придурочные "артиллеристы" заряжают в пушки все, что им под руки попадется — обрезки бумаги, ленты, — и палят этими зарядами в беснующуюся вокруг судна публику. Среди горожан, осаждающих корабль дураков, выделялись карнавальные великаны дикого вида. Под аккомпанемент "музыкантов", скребущих ножами по противню, драли глотки школяры-ваганты.

Корабль дураков
И. Босх. "Корабль дураков"

Обычно праздник дураков заканчивался "штурмом ада" — своеобразной крепости, которую с одной стороны защищали "черти", обычно это была команда "корабля дураков", к тому времени успевшая вдоволь поиздеваться над зеваками, а с другой — актеры в виде ангелов, толпы диких великанов, да и все желающие расправиться с "бесами". Словом, начиналась "куча мала".

В немецком городе Нюрнберге эта заключительная баталия происходила на центральной площади. Во Франции и Нидерландах битва происходила в "жирный вторник" между толстыми воинами Карнавала и тощими, скелетообразными последователями Поста. Именно такой эпизод и запечатлен на картине Питера Брейгеля Старшего, по поводу которой его земляк, Карель ван Мандер, написал: "Действительно, очень мало найдется его картин, которые могли бы смотреться без смеха, даже у самых сдержанных и угрюмых людей они по меньшей мере вызывали улыбки".

Битва Масленицы и Поста
П. Брейгель. "Битва Масленицы и Поста"

Ну а потом безумные праздники кончались и наступали трудовые будни. И не дай вам бог, в обычные дни попытаться сотворить нечто подобное — это могло быть воспринято как одержимость Сатаной, а такие дела находились уже в ведении святой инквизиции.




Поделиться ссылкой