Оттон III, чудо мира

Латинское слово miraculum означает не только «чудо», т. е. нечто сверхъестественное, но и «диво», то, чему удивляются. Именно так прозвали Оттона III (980—1002; король и император с 983 г.). Он вызывал всеобщее удивление, ещё когда был ребёнком...

Детство его может показаться обычным для монарха, рано лишившегося отца. За право фактически управлять от лица юного Оттона боролись разные его родственники, но в итоге регентшей, согласно завещанию императора Оттона II, стала мать маленького государя императрица Феофано.

Но было в ребёнке и нечто необыкновенное. С самого раннего возраста он обнаруживал редкую жажду знаний и прекрасную память. Он овладел немецким (язык отца), греческим (язык матери), итальянским (язык бабушки) и латынью (язык образованных людей). Его воспитанием занимались мать и бабушка, а также духовные лица.

Император Оттон III на троне в окружении придворных. Миниатюра. XI в.
Император Оттон III на троне в окружении придворных. Миниатюра. XI в.

С младых ногтей Оттон отличался мечтательностью, набожностью и склонностью к мистицизму. Мать, византийская царевна, внушила сыну представления о божественности статуса императора. Сама она подписывала документы как «Феофано, Божией милостью императрица» или даже «Феофан, Божией милостью император». Бабушка, королева Италии, постоянно говорила ему об итальянской культуре и образованности, восходящей к культуре и образованности Древнего Рима. Юноша грезил о великой Римской христианской империи. Совершеннолетним он был объявлен в 14 лет. Это вызвало восторг по всей Германии, ибо суровым воинам надоело женское правление. Оттон предпринял поход на славян бодричей в союзе с польским и чешским князьями. Но гоняться за славянами ему претило. Родная Германия виделась глухой провинцией. Императора манил Рим.

В 996 г. он предпринял свой первый поход в Италию. Бабушка Адельгейда убедила его отправиться в Вечный город, дабы принять императорскую корону. В Риме власть захватила семья Крещенцио, назначавшая и смещавшая пап. Глава этой семьи — Джованни Крещенцио принял титул «вождь, сенатор и патриций всех римлян».

В феврале 996 г. Оттон III с войском перешёл Альпы. По дороге он принял в Павии итальянскую корону. А поскольку как раз в это время в Риме умер Папа, часть римской знати, настроенная против Крещенцио, обратилась к Оттону с просьбой назвать своего кандидата. Новым Папой стал, впервые за всю историю папства, немец — Бруно Каринтийский, принявший имя Григорий V. 21 мая, в день Вознесения Господня, понтифик возложил императорскую корону на Оттона.

Там же, в Риме, нововенчанный император познакомился с человеком, который оказал на него огромное влияние, стал его наставником и учителем. Это был архиепископ Реймсский (впоследствии Папа Сильвестр II; около 938—1003) родом из южнофранцузского города Орийака. По просьбе Оттона Папа Григорий перевёл Герберта с Реймсской кафедры в Равенну. Император хотел, чтобы учитель был поближе и в числе его подданных.

Тем временем неугомонные римляне изгнали Григория V и снова отдали власть патрицию Крещенцио, который назначил своего Папу — Иоанна XVI. Григорий бежал к Оттону, и тот в конце 997 г. подошёл с войском к Риму. Горожане без сопротивления открыли императору ворота, Иоанн бежал, а Крещенцио заперся в замке Святого Ангела.

Император Оттон III и Папа Григорий V. Миниатюра. XV в.
Император Оттон III и Папа Григорий V. Миниатюра. XV в.

Судьба противников императора и Папы была незавидной. То, что с ними сделали, плохо сочетается с принципами христианской любви. Бежавшего Иоанна поймали рыцари Оттона III, выкололи глаза, отрезали язык, нос, уши и в таком виде привезли в Рим. «После новых унижений», как пишет хронист (интересно, какие ещё могли быть унижения?!), его бросили в темницу медленно умирать. Крещенцио сначала оборонялся в замке Святого Ангела, но 26 апреля 998 г. замок взяли приступом. Сам Крещенцио был обезглавлен, а его 12 ближайших сподвижников распяты.

Власть императора и Папы утвердилась и в Вечном городе, и во всём патримонии Святого Петра. Возможно осознав несовместимость совершённых 7 действий со спасением души, Оттон предпринял длительное паломничество на юг Италии, в самые знаменитые аббатства, в самые почитаемые святые места. Он жил среди монахов, совершал своё паломничество босиком. На обратном пути в Рим Оттон III посетил близ города Гаэты место отшельничества знаменитейшего греческого монаха святого Нила. Там он сложил императорскую диадему к ногам отшельника и молил его принять императора — пусть не сию минуту, но вскоре — в послушники, в сокелейники, дабы спасаться вместе.

Оттон вернулся в Германию, чтобы предпринять ещё один поход против славян. Но в 999 г. его вновь позвала Италия. В феврале умер Папа Григорий. Оттон отправился в Рим и возвёл на папский престол Герберта, который принял имя Сильвестр II. После этого Оттон III снова удивил Германию и весь мир. Он объявил Рим не просто местом коронации императоров, не идеальным центром империи, но реальной её столицей. Если ранее он посещал Италию, то теперь жил здесь и отсюда совершал поездки в провинции. Оттон поселился в Риме на Авентинском холме во дворце, на котором было начертано Sacrum palatium, т. е. «Священный дворец». Так назывались чертоги древнеримских императоров, а также византийских василевсов. Германский король приступил к воплощению своей идеи «возобновления Римской империи».

Евангелист Лука. Евангелие Оттона III. Миниатюра. Конец X в.
Евангелист Лука. Евангелие Оттона III. Миниатюра. Конец X в.

Со времени Оттона III и вплоть до XIX в. Германское королевство вместе с Италией называлось Священной Римской империей. Однако Оттон не просто желал подражать античному Риму. Он хотел восстановить ту, древнюю империю. Кроме Германии и Италии в её состав должны входить, по древнеримскому образцу, «друзья и союзники римского народа»: Бургундское королевство, Венгрия, Польша, Дания. Указанными государствами правили собственные короли и князья, но с титулами соправителей императора и патрициев. Оттон стремился заменить основанное на обычае германское право правом римским.

Высшие титулы империи он заимствовал из древнеримской и византийской практики. Появились патриции империи и особый патриций Рима, префекты и магистры. Восстанавливались должности консулов, сенаторов. Оттон устраивал триумфы по римскому образцу, присоединял к своему имени, как некогда древние императоры (например, Клавдий Готский), эпитеты Саксонский, Римский и Италийский, созывал народное собрание на форуме.

Но это была ещё и христианская, священная империя. Пышный церемониал императорского двора пронизан христианской символикой. Особую императорскую мантию украшали изображения из Апокалипсиса. Оттон ощущал себя не только главой империи, но и первым христианином. Назначая Герберта на высочайший в Западной церкви пост, правитель указывал: «...господина Сильвестра, нашего учителя, избираем и по воле Божией ставим и определяем светлейшим Папой. Вся власть в Риме и Римской империи должна исходить от императора, а Папа является его верным помощником».

Оттон председательствовал на церковных соборах и вместе с Папой подписывался под их постановлениями. Сильвестр II действительно стал верным помощником императора. Именно Папа ввёл как обязательный (первоначально только в церковном обиходе) счёт лет от Рождества Христова, а началом года определил, как в Древнем Риме, 1 января.

С идеями христианской империи связаны и миссионерские мотивы в деятельности Оттона III. В 999 г. он совершил паломничество в Польшу, в её тогдашнюю столицу Гнезно к князю Болеславу Храброму. Император объявил польского князя патрицием империи и правителем Польши и вручил ему золотой княжеский венец. Болеслав всё это принял как «друг и союзник империи», но когда позднее он объявил себя королём, то не спрашивал разрешения у императоров... Само же паломничество связано с поклонением мощам святого Адальберта Пражского. Его останки, выкупленные у пруссов, ученики хотели перевезти на родину, в Прагу. Однако Болеслав приказал захватить мощи и захоронить в Гнезно.

Оттон истово молился у гробницы святого Адальберта. На обратном же пути в 1000 г. император посетил Германию. Он приехал в Ахен, приказал вскрыть гробницу Карла Великого и взял оттуда золотой крест и одежды императора, якобы оставшиеся нетленными. Видимо, он хотел подчеркнуть этим связь с великим христианским императором. Конечно, обаяние империи действовало и на предшественников Оттона III. И Карл Великий, и оба старших Оттона чтили императорский сан, были людьми глубоко религиозными. Но у Оттона III это приняло гипертрофированные формы, и не только в части буквального возрождения империи. Видна какая-то нервозность в его действиях. Ряд историков объясняют это тем, что близился тысячный год.

И прежние, и многие нынешние историки считают 1000-й год датой завершения раннего Средневековья, но не только. Бытовало мнение о том, что вся Европа была охвачена ожиданием конца света.

Люди Средневековья действительно ожидали конца света. Но огромное их большинство не связывало это явление именно с тысячным годом. «Огромное большинство», однако, не значит «все». Известный церковный деятель, аббат монастыря Флери-сюр-Луар во Франции Аббон писал в 998 г. в своей «Апологии», представлявшей что-то вроде мемуаров, о событиях приблизительно 960-х гг.: «Что касается конца света, то услышал я в одной из парижских церквей проповедь о том, будто в конце тысячного года явится Антихрист и вскоре за тем наступит Страшный суд. Я всеми силами противостоял этому утверждению, опираясь на Евангелие, Апокалипсис и Книгу пророка Даниила».

Значит, мнение такое всё же имелось. Ряд исследователей предполагают, что подобные воззрения могли быть распространены среди образованных людей в окружении Оттона III и Сильвестра II. Последний как раз и предлагал вести счёт времени от Рождества Христова, для него и его ученика «год одна тысяча» не был пустым звуком. Конечно, это всего лишь гипотеза, но она многое объясняет в поведении императора и Папы. Почему Герберт взял имя Сильвестр? Только ли потому, что Сильвестр I был Папой при Константине Великом и Герберт тем самым как бы устанавливает равенство между равноапостольным императором и своим учеником?

Церковь Санкт-Пантелейон. Кёльн. Освящена в 990 г.
Церковь Санкт-Пантелейон. Кёльн. Освящена в 990 г.

В 954 г. Адсон, аббат монастыря Монтье-ан-Дера во французском городе Туле, написал «Малый трактат об Антихристе». Там он говорит о грядущем Страшном суде, о предшествующем явлении Антихриста, излагая всё это по Апокалипсису (не привязывая к 1000 г.). Новым по отношению к традиции является то, что главным противником Антихриста станет не Христос, а некий Праведный Царь, он же Царь последних времён. Не примерял ли Оттон III этот образ на себя? Если у первого христианского императора был Папа Сильвестр, то и у последнего должен быть первосвященник с тем же именем. И потому благоустроить, т. е. организовать на римский лад (а на какой же ещё?), государство нужно как можно быстрее. Однако этого мало. Да, император должен в первую очередь заботиться о подданных, однако и о своей душе стоит подумать. Править приходится твёрдой рукой, а посему и преступать некоторые заповеди. Но ведь это грех, за который придётся дать ответ на Страшном суде. И Оттон надеялся, как только наведёт порядок в империи, уйти в отшельники...

Императору, безусловно, дивились. Но его не любили. Не любили в Германии. Нет, хорошо, конечно, что наш король ещё и римский император. Однако государь должен жить на родине, воевать с её врагами, расширять мечом её пределы, а не разъезжать по Риму в какой-то двуколке, да притом без штанов, завернувшись в кусок красной материи. Именно так могли воспринимать немцы парадное императорское одеяние и триумфальную колесницу. Как писал немецкий хронист Титмар Мерзебургский (975—1018), «герцоги и графы, не без ведома епископов, устроили заговор против императора и обратились к герцогу Генриху Баварскому, чтобы он их поддержал, но он не оказал им сочувствия». Троюродный брат и ближайший наследник Оттона (он и станет его преемником) Генрих (972—1024; император с 1002 г.) был всегда верен своему кузену.

Не любили Оттона и в Италии, особенно в Риме. Там никак не желали признать этого полунемца-полугрека истинным римским императором. Но... иные римские вельможи и духовные лица всё же допускали, что Оттон Чудо мира и есть тот Царь последних времён, который сокрушит Антихриста. И вот тысячный год настал, прошёл, а конец света так и не наступил. В самом начале 1001 г. восстал город Тиволи. Император быстро подавил волнения, но милостиво обошёлся с бунтовщиками. Это вызвало недовольство римлян, враждовавших с тиволийцами и надеявшихся, что Оттон жестоко расправится с ними. Теперь уже беспорядки вспыхнули в Риме. Повстанцы осадили императорский дворец. Оттону удалось с мечом в руках пробиться к своему войску, расквартированному под стенами города. Римляне испугались содеянного, открыли перед немецким отрядом городские ворота и выразили императору покорность. Оттон обратился к ним с речью, донесённой до нас хронистами: «Вы ведёте себя так, как будто вы не являетесь моими возлюбленными римлянами. Ради вас я оставил своё отечество, своих близких; из любви к вам я покинул саксов, своих немцев. Я добыл для вас такие новые земли, на которые никогда не ступала нога ваших далёких предков, когда они покоряли мир. Всё это делалось во славу вашего имени. И за всё это вы платите возмущением против меня, вашего отца, убиваете моих верных подданных, хотите, чтобы я удалился. Но я не злопамятен и никогда не оставлю вас в своей благосклонности». Если верить летописям, толпа так расчувствовалась, что схватила двух вожаков восстания и тут же расправилась с ними (по другой версии, выдала их императору).

Но случившееся ненадолго успокоило римлян. Волнения продолжались, и 16 февраля 1001 г. император и Папа покинули Рим и переехали в Равенну. Оттон тяжело переживал изгнание, считал его наказанием за свои грехи. Более двух месяцев он предавался молитвам и аскетическим подвигам в обществе знаменитого отшельника святого Ромуальда. Летом он всё же снял с себя рубище отшельника, облачился в военный плащ и пошёл на Рим. Император занял замок Патерно близ Рима, откуда совершал рейды по окрестностям. Римляне отказались впускать его в город, а многие другие города Италии восставали против него. Оттон III метался, возвращался в Равенну к Ромуальду, молился вместе с ним. Ромуальд уговаривал императора удалиться от мира и посвятить себя служению Богу. Тот отвечал: «Прежде хочу победить своих врагов и вступить с торжеством в Рим, а тогда уже возвращусь к тебе в Равенну». «Если пойдёшь на Рим, то не увидишь больше Равенны», — молвил святой. Так оно и вышло.

Бронзовые двери собора в Гидьдесгейме. Германия
Бронзовые двери собора в Гидьдесгейме. Германия

Оттон видел крушение всех своих надежд и мечтаний. Италия уплывала из рук, из Германии почти не поступали подкрепления, зато доходили слухи о заговоре против императора. В войске начались голод (пути подвоза продовольствия заблокировали восставшие итальянцы) и эпидемии. Сам Оттон заболел лихорадкой (видимо, малярией). 23 января 1002 г. император Священной Римской империи Оттон III Чудо мира умер 22 лет от роду на руках у своего наставника Папы Сильвестра II. Созданное им государственное устройство погибло вместе с ним. Государственное устройство, но не Священная Римская империя, не мечта о Риме.

Автор: Дмитрий Харитонович




Поделиться ссылкой