Смеялись ли византийцы?

Смех всегда казался ромеям чем-то сомнительным. Христос, говорили они, часто плакал, но никогда не смеялся. На всех без исключения иконах и мозаиках изображены люди и ангелы с глубокой печалью в огромных глазах. Слёзный дар превозносился учителями духовности как главное достоинство христианина. Один праведник мыл ноги исключительно собственными слезами. Беспрестанные пророчества о неизбежной скорой гибели то ли империи, то ли всего мира также вызывали у ромеев горькие стенания. Но значит ли это, что они вообще всегда были подвержены мрачности? Конечно же не значит.

Арабский всадник демонстрирует искусство вольтижировки на константинопольском ипподроме в присутствии императора Феофила
Арабский всадник демонстрирует искусство вольтижировки на константинопольском ипподроме в присутствии императора Феофила. Миниатюра из мадридской рукописи Скилицы. XIII в.

Суровая идеология изменила южный, взрывной темперамент греков, но не могла совсем перевернуть его. В дни многочисленных праздников, торжественных императорских выходов, религиозных шествий, конских ристалищ, ярмарок византийцы в лучшей одежде выходили на улицы, пировали, танцевали. «В Константинополь кто ни приедет — пьян будет, — сетует Никита Хониат. — Здесь целыми неделями пьянствуют!» На площадях выступали с непристойными представлениями мимы, на ипподроме устраивались цирковые номера жонглёров, вольтижёров, канатоходцев. По деревням бродили фокусники, дрессировщики с ручными медведями и т. д. Страсть к бегам была у ромеев так велика, что сторонники «партий» болельщиков (возницы делились на команды «голубых» и «зелёных») устраивали потасовки вплоть до смертоубийства. Даже монахи были подвержены осуждавшейся Церковью слабости к бегам.

Византийцы так любили разные подвижные игры, что однажды, как рассказывает Житие Никона Метаноите, святой не мог начать службу в обезлюдевшей церкви Спарты: все горожане во главе с губернатором устроили у церковных стен шумное состязание. Этот эпизод показывает, что светская власть далеко не всегда была в этом смысле на стороне Церкви. Сами императоры не брезговали устраивать во дворце весёлые игры, шутовские действа, а иногда заставляли придворных в их тяжёлых церемониальных одеяниях петь и скакать.




Поделиться ссылкой