Средневековая философия

Философия — это наука о мире и месте человека в нем. Средневековая философия называлась схоластикой (от латинского "схоле" — школа) и разделялась на два направления: номинализм и реализм. Эти два учения вели между собой нескончаемый и ожесточенный спор, в сущности, по самому главному вопросу: что настоящее, реальное, в этой жизни, а что придумано и потому только кажется нам.

Четыре философа
П. Рубенс. "Четыре философа"

Номиналисты (от латинского слова "номен" — имя) утверждали, что реально только то, что можно взять в руки, пощупать, увидеть и познать. Проще говоря, существуют только конкретные вещи. А общие понятия, такие, например, как "народ", "человечество", "совесть", "стыд", бытуют только как слово или как имя (отсюда и название этого учения). Их придумали люди, а в действительности их нет. В самом деле, кто может похвастаться тем, что своими глазами видел такое создание, как "человечество"? Это всего лишь слово, а что такое слово? Всего лишь "звучание воздуха" (по-латыни — "флатус воцис"). Как оно выглядит, как ведет себя, чем питается, что ему нравится, а что нет? Вместе с тем, мы понимаем, что скрывается за этим словом. А уберите это название, и человек уже не поймет, о чем идет речь. Хотя это и не означает, что общие понятия — не нужны. Номиналисты утверждали только, что они не существуют как таковые. Правда, отсюда следовал важный вывод. Иисус Христос скорее всего существовал в I веке н. э. в Иерусалиме. Его можно представить и изобразить на иконах. Его жизнь описана учениками в евангелиях. Значит — он реальная личность. Реальна и его мать, Пресвятая Дева Мария. Реален и Бог-Отец. Но вот что такое — Святая Троица? Как она выглядит? За подобные мысли два французских философа-номиналиста Беренгар Турский (1000—1088 гг.) и Росцелин из Компьени (1050—1110 гг.) были объявлены еретиками. Их книги сожжены, а самих ученых заставили отречься от своих взглядов.

Троица
А. Рублев. "Троица"

Реализм, наоборот, весьма приветствовался церковью, хотя никакого отношения к реализму, в нашем понимании этого слова, он не имел. Основным противником Росцелина был его соотечественник Гильом из Шампо (1068—1121 гг.). Он говорил, что конкретные вещи являются лишь тенью, отражением общих понятий. Можно проиллюстрировать это так: если нет человечества, то нет и ни одного отдельного человека тоже. Нет "совести" — нет и ни одного совестливого человека. Нет Троицы — нет и ее неотъемлемых составляющих божественных частей. Это, конечно, крайняя точка зрения. Позже один из выдающихся католических ученых, Фома Аквинский, более подробно развил понятия реализма.

Ангельский доктор

Святой Фома Аквинский
Святой Фома Аквинский
и пророк Даниил. 1402 г.

Таков был почетный титул реалиста Фомы Аквинского (1225 или 1226—1274 гг.), который он заслужил не только своими теоретическими трудами, но и защитил в дискуссиях, которые обычно проходили в университетах (чаще всего в парижской Сорбонне) при большом стечении студентов. Существовали и другие почетные звания для выдающихся ученых. Бонавентуру (настоящее имя — Джованни Фиданца, 1221—1274 гг.) называли серафическим доктором (серафимы — шестикрылые ангелы высшей ступени); Уильяма Оккама (около 1285—1349) — доктором непобедимым или единственным; Роджера Бэкона (1214—1292 гг.) — доктором удивительным; Дунса Скота (1266—1308 гг.) — доктором тончайшим, а Альберта Великого (1193—1280 гг.) и Алана Лилльского (год рождения не известен, умер в 1203 г.) — докторами универсальными, то есть высшими специалистами во всех науках.




Поделиться ссылкой