В небе Финляндии

И-16 и советский истребитель И-15 бис
И-16 (сверху) и советский истребитель И-15 бис.

К началу войны Финляндия имела на вооружении 168 самолетов, а советские войска — около 2500. При этом основной истребитель финских ВВС голландский «фоккер» качественно уступал советским И-16, прозванным в войсках «ишаками». При таком раскладе сил финны не стали бороться за господство в воздухе, а поднимались в небо лишь при исключительно благоприятных обстоятельствах. К примеру, в первый же день войны, когда советские самолеты принялись бомбить Хельсинки, ни один финский истребитель не поднялся на защиту родной столицы. Оказалось, что по финским меркам была нелетная погода..

На следующий день, когда бомбардировке подверглись уже и аэродромы, несмотря на плохую погоду, финские самолеты все же взлетели. Одни из них подались на запасные аэродромы, другие прикрывали отлет. В этот день была зарегистрирована первая победа ВВС Финляндии: в районе Выборга лейтенант Эйно Луукканен атаковал пару скоростных бомбардировщиков СБ и сбил одного из них. С этого времени основной тактикой финнов стали нападения на советские бомбардировщики и разведчики, летавшие без истребительного прикрытия.

6 января 1940 г. произошел самый знаменательный для Суоми бой. Пара финских «фоккеров» атаковала семь советских дальних бомбардировщиков ДБ-3. Шесть машин сбил командир пары капитан Сарванто, а седьмую — капитан Савелиус.

Финские ВВС в 1919 г.
Финские ВВС зародились в 1919 г., когда шведский барон фон Розен подарил стране принадлежавший ему самолет «Моран-Солнье». На нем была изображена голубая свастика — герб барона. Так этот крест стал у финнов опознавательным знаком. На флаге ВВС Суоми он сохранился и по сей день. Изображенный на рисунке голландский «фоккер» был самым современным финским истребителем в Зимней войне.

Но на бои с советскими истребителями у финнов существовал запрет. Игнорирование подобных приказов начальства оборачивалось, как правило, трагедией. Так, когда окрепший в боях с тихоходными «бомберами» финский ас Петти Тилли (5 побед) решил помериться силами с советским «ишаком» (И-16), его «фоккер» был сбит, а сам герой погиб. Такая же участь постигла и еще двух асов — Хута-нантти и Вуарела, имевших по 6 побед.

Оценивая действия финских ВВС, надо признать, что летчики дрались храбро, а командование сильно осторожничало, стремясь сберечь машины и пилотов. В результате финны не защитили от налетов не только свои города, но даже и аэродромы. Они не сорвали штурм линии Маннергейма, не помешали движению на дорогах и даже не смогли нанести вред вмерзшим в лед кораблям Балтийского флота. Зато умудрились потерять один самолет от зенитного огня всплывшей советской подводной лодки. Неудивительно, что большинство красноармейцев за всю войну не видели в небе над Суоми ни одного «местного» самолета.

По финским данным, к уже имевшимся 168 самолетам в ходе войны прибавилось еще 195 крылатых машин, поступивших из-за границы. Но в итоге в строю - осталось лишь 166 исправных самолетов. Выходит, что потери составили 197 машин (т.е. финны потеряли больше самолетов, чем имели в начале войны). И если бы не поставки из-за границы ВВС Финляндии были бы полностью истреблены.

Авиация советской группировки, совершившая в 14 раз больше боевых вылетов и летавшая в любую погоду, имела высокую аварийность. Из 554 утраченных самолетов почти половина была потеряна из-за аварий, плохой погоды, незнания местности и вынужденных посадок на вражеской территории, заканчивавшихся пленением машин.

Поделиться ссылкой