Война над Францией

Созданный немцами в качестве пикировщика 123-й «Хеншелъ» использовался во Франции как штурмовик
Созданный немцами в качестве пикировщика 123-й «Хеншелъ» использовался во Франции как штурмовик

Война над Францией оказалась самой масштабной кампанией люфтваффе за всю Вторую мировую войну: 10 мая 1940 г. немцы ввели в бой 4050 самолетов различных типов. В дальнейшем, даже при нападении на СССР, будет задействовано всего 3509 крылатых машин. Такая концентрация немецкой авиации против Франции объясняется тем, что она считалась весьма серьезным противником для Германии. Даже во время войны с поляками немцы значительную часть авиации держали на Западе. В мае 1940 г. им предстояло сразиться с одной из сильнейших армий в Европе.

Франция имела 3284 самолета, из которых боеспособными были лишь 1558. Еще около 500 машин «подбросили» англичане в составе своего экспедиционного корпуса. Массированные удары немцев по французским аэродромам не принесли ожидаемого успеха — потомки галлов вовремя взлетали и умело отбивались. Поэтому на земле за всю кампанию сгорело лишь 240 французских самолетов, еще 235 машин погибло в авариях и только 320 — в воздушных схватках.

Двухмоторный 110-й «Мессершмитт»
Двухмоторный 110-й «Мессершмитт» не оправдал надежд как истребитель. Если в Польше он еще мог драться на равных, то в небе Франции немецкие пилоты, заметив одномоторные истребители противника, предпочитали становиться в оборонительный круг. Но и это не всегда помогало. Так, 8 июня 1940 г. 9 французских «моранов» сбили 11 (!) «стодесятых», не потеряв при этом ни одной машины.

Потери же люфтваффе 10 мая стали самыми масштабными за всю войну. Несмотря на преимущество в силе и технике, немцы потеряли за 42 дня войны... 2073 самолета! Столь высокие потери объясняются: большим количеством боевых вылетов и более частым попаданием под огонь зенитной артиллерии; очень высокой интенсивностью действий бомбардировочной авиации — «бомберы» легче сбиваются; большей аварийностью, ведь полеты над вражеской территорией чреваты невозможностью эвакуации поврежденной машины. Сыграли также немаловажную роль эффективный огонь зенитчиков и высокий уровень подготовки французских летчиков.

Однако назначение авиации состоит не только в противодействии самолетам противника, но и в нанесении максимального вреда его сухопутной армии. А вот здесь французов постигла та же участь, что и финнов. Летая меньше и потеряв меньше самолетов, при этом сбив значительное количество вражеских машин, французские ВВС нанесли немецкой армии столь мало вреда, что в итоге проиграли войну. Их единственный массированный налет на переправу немцев через реку Маас в районе Седана закончился гибелью 89 самолетов. Именно этот прорыв гитлеровцев рассек группировку союзников надвое и вывел британцев из войны. Англичане так спешно эвакуировались на свой остров, что из 260 их истребителей 120 достались немцам.

Так что, потеряв до половины своих самолетов, люфтваффе помогло вермахту одержать быструю победу и взять огромные трофеи.




Поделиться ссылкой