Сражения на море в эпоху Возрождения и Новое время

К. ван Виринген. Битва при Гибралтаре
К. ван Виринген. Битва при Гибралтаре

Захват турками Константинополя в XV в. закрыл для европейцев традиционные пути торговли с Востоком. Поиск морского пути в Индию послужил толчком для развития мореплавания. Дальние морские путешествия европейцев стали возможны благодаря знакомству с компасом и созданию каравеллы – парусного судна, способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Для защиты морских путей в XVI–XVII вв. появились мощные военные корабли с сильной артиллерией на борту – галеоны, фрегаты и линейные корабли (линкоры). Поначалу экипажи военных кораблей комплектовались из моряков торговых и пиратских судов. Однако опыт морских битв показал важность единообразия действий кораблей и единого управления флотом. В результате появляются адмиралтейства, занимавшиеся организацией морского дела, создаются корпуса морских офицеров, прошедших специальную подготовку, вводится морская пехота. Действия военных кораблей регламентировались уставами и инструкциями.

Ф. Ф. Ушаков
Ф. Ф. Ушаков

Поначалу морские сражения между флотами сводились к ряду одиночных корабельных боёв. Небольшие суда группировались вокруг самого сильного судна – корабля командующего флотом (флагмана), который играл в сражении главную роль. Несовершенство артиллерии, из-за которого флоты сходились на предельно короткой дистанции, приводило к сумятице уже в самом начале боя. Исход сражения решал абордаж. По мере развития кораблестроения и артиллерийского дела вырабатывалась линейная тактика, аналогичная тактике сухопутных боёв. Перед сражением корабли выстраивались в линию бортом к врагу. Противники обстреливали друг друга с дальней дистанции. Исход сражения решала артиллерия, абордаж сводился к минимуму. Если кораблей было слишком много, они выстраивались в две линии и более, причём в первой линии находились самые крупные суда.

Чтобы расстроить линию противника, использовались брандеры. Они незаметно подходили к неприятелю и сцеплялись с ним. Огонь перебрасывался на вражеский корабль, а команда брандеров спасалась на шлюпках. При приближении брандеров линейные корабли выходили из линии, ломая боевой строй. Это считалось началом поражения. Революционный слом линейной тактики последовал в конце XVIII в. благодаря тактическим решениям английского вице-адмирала Г. Нельсона и русского адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Во время боя Ф. Ф. Ушаков выводил свой флагманский корабль вперёд, занимая самое опасное положение. Мужество и отвага флотоводца воодушевляли командиров и матросов.
Поделиться ссылкой