Почему Константина назвали Великим?

Константин Великий

В 312 году римляне воздвигли в честь Константина грандиозную арку. К этому времени он был одним из трех императоров наряду с Лицинием и Максимином Дазой. Арка Константина примечательна многим. Известно, что для ее украшения сняли скульптуры с арки Траяна, а поскольку их не хватало, то добавили и новые – грубые и примитивные изображения. В прежние времена такой способ создания памятника римляне назвали бы варварским. Льстивая посвятительная надпись на арке называет Константина «Величайшим, Благочестивым, Счастливым Августом», который «по внушению свыше и благодаря величию своего ума с помощью справедливого оружия освободил государство одновременно и от тирана, и от всей его клики». Сам стиль надписи свидетельствует о том, что римляне утратили не только былой вкус, но и прежнее представление об общественном благе. Еще ярче об этом говорит то, что это первая и единственная триумфальная арка, поставленная в ознаменование победы в междоусобной борьбе, а не над врагом Римской империи. Ее воздвигли после того, как Константин разгромил правившего в Риме императора Максенция, на сестре которого был женат. Максенций заслужил славу тирана, а встретившись с войском Константина, даже не оказал сопротивления, бежал и утонул в Тибре. После победы Константин привлек к себе римлян тем, что не преследовал сторонников Максенция, ограничившись казнью его сыновей и тем, что пообещал несбыточное – восстановить значение сената. Любопытно, что по приказу Константина в Риме достроили базилику Максенция, украсив ее колоссальной статуей Константина.

Что же дальше сделал Константин? Он распустил преторианскую гвардию, полагая, что она угрожает его власти. Затем обложил сенаторов, страдавших от поборов Максенция, новым твердым налогом такого размера, что само звание сенатора стало обременительным для того, кто его носил. В 324 году стал единовластным правителем империи, победив Лициния. Сосредоточив всю власть в своих руках, продолжил начатое Диоклетианом закрепощение населения Империи, что имело под собой единственную цель – обеспечить пополнение государственной казны. Против бегства колонов Константин издал суровый указ. Теперь беглецам грозило фактическое обращение в рабов. Те, кто укрывал беглецов, должны были за свой счет вернуть их на прежнее место и уплатить за них подать. В армию Константин набирал варваров: ведь прикрепленные к земле граждане должны были оставаться на месте и платить налоги. При нем все больше росло влияние германцев, готов, франков на военные и политические дела, он же впервые сделал варваров консулами. Так Константин проложил врагам Империи путь к овладению Римом.

Сам Рим мало интересовал Константина. После победы над Максенцием он побывал там всего два раза. Риму он предпочитал свои многочисленные резиденции, а столицей сделал Византий, который назвал Вторым, или Новым, Римом. Это имя забылось, и город стали называть Константинополем. Чтобы его отстроить и украсить, ограбили всю остальные Империю: в Константинополь вывозили статуи, рельефы и колонны, туда же переселилась и вся знать Империи. Среди сделанного Константином – казнь старшего сына Криспа, толкового полководца и хорошего администратора. Ее причины так и остались неизвестными историкам.

Из всех начинаний императора самым прочным оказалось провозглашение веротерпимости. В 313 году в Милане Константин и его соправитель Лициний объявили эдикт, которым не просто разрешали исповедовать христианство (это еще раньше сделал император Глерий), но уравняли язычество и христианство в правах. Христианам и их общинам возвращалась вся собственность, которую они потеряли во время гонений. Сам Константин при этом оставался язычником; лишь умирая он принял крещение. Человеческая память несовершенна: роль Глерия и Лициния в признании христианства была забыта, как забылось и то, что заслуга провозглашения христианства единственной религией Римской империи принадлежит императору Феодосию, который в 394 г. закрыл все языческие храмы. Константин же в сознании верующих превратился в ревностного христианина, при котором христианство стало государственной религией. Ему же приписали грамоту, которой он будто бы передавал римскому папе Сильвестру власть над всей Западной Римской империей, а сам удалялся в Константинополь. Именно эти полулегендарные представления о Константине и привели к тому, что христиане некоторых церквей стали почитать его как святого и именовать Великим.




Поделиться ссылкой