Аппиева дорога

Появление колёсного транспорта привело к развитию дорог. Колёса хорошо катятся только по ровной и твёрдой поверхности, поэтому дороги расчищали от зарослей, ровняли, утрамбовывали или мостили. Дороги становились торговыми путями между городами и странами, по ним быстро перебрасывались войска, ездили чиновники, осуществляя управление государством. Наиболее развитая дорожная система Древнего мира сложилась в Римской империи, а положила начало бурному дорожному строительству Аппиева дорога.

Римский пешеходный переход
Римский пешеходный переход для перехода залитой дождём улицы. Камни перехода также играли роль «лежащих полицейских» — чтобы проехать колёсами между ними, экипажи замедляли ход

Дорожная история

Древнейшую дорогу проложили шумеры в середине IV тыс. до н. э., затем в Британии построили и настелили дубом дорогу Свит-Трек. На о. Крит уже в III тыс. до н. э. дороги мостили известняковыми плитами, а в Индии в I тыс. до н. э. возникли кирпичные дороги.

Дорожные полосы придумали китайцы во II в. до н. э.: по центральной полосе ездил только император, а боковые полосы предназначались для движения в разные стороны. Персы в V в. до н. э., проложив Царскую дорогу из Малой Азии в Междуречье (2600 км), установили на ней столбы с указанием расстояний, и на каждом отрезке, равном дневному переходу, поставили гостиницы.

Важный путь

В Древнем Риме в V в. до н. э. нормы дорожного строительства были записаны в кодексе законов «Законах XII таблиц». Одна из важнейших и древнейших мощёных дорог Рима — Аппиева дорога (Виа Аппиа) между Римом и Капуей (городом в Южной Италии) — была построена в 312 г. до н. э. цензором (должностным лицом) Аппием Клавдием Цеком.

Аппиева дорога длиной 296 км стала важной военной магистралью и помогла римлянам завоевать Южную Италию. Потом её продлили до восточного побережья, сделав основной торговой артерией на Восток. Ширина Аппиевой дороги — 4 м, этого достаточно для проезда двух повозок в разных направлениях. На поворотах ширина дороги удваивалась, чтобы поворачивающие экипажи не сцепились колёсами. Каждую римскую милю (1478 м) на Аппиевой дороге отмечал мильный столб, указывающий расстояние до Рима. На расстоянии 10 миль друг от друга на дороге стояли гостиницы для проезжающих.

Участок Аппиевой дороги. Современный вид
Участок Аппиевой дороги. Современный вид

Римские экипажи

По дорогам шириной от 4 м ездили на повозках. Римские повозки разделяют на 3 типа: колесница, коляска и телега. В отличие от двухколёсных боевых колесниц у колесниц для поездок было 4 колеса, в них ездили 1 — 2 человека, а компаниями путешествовали в крытых колясках. На телегах ездили простые люди и перевозили груз. Колёса всех повозок обивали железом.

Римская колесница. Реконструкция
Римская колесница. Реконструкция

Рождение дороги

Римляне стремились соединять города прямыми дорогами, ведь прямая — это кратчайшее расстояние между двумя точками. Проектировщики, изучив местность, прокладывали дорогу на карте, обходя лишь те участки, где прокладка дороги невозможна (горные кряжи, болота, топкие берега рек). Но Аппиеву дорогу проложили через Понтийские болота, которые Аппий осушил, проведя каналы.

С картой дороги на место строительства выезжали землемеры и размечали её маршрут для строителей. Строительство начинали сразу на нескольких участках, которые потом соединяли. На стыках участков Аппиевой дороги допущены лишь небольшие отклонения, что говорит о высокой точности расчётов.

Место под дорогу освобождали от зарослей и выравнивали, засыпая ямы и срывая бугры. В низменности дорогу поднимали насыпью, чтобы избежать подтопления: вдоль дороги рыли канавы для стока воды, а земля из них шла на насыпь. На насыпи или на ровном участке по ширине дороги выкапывали траншею для укладки слоёв дорожных покрытий.

Разметка дороги римскими землемерами
Разметка дороги римскими землемерами
Строительство дороги в низине
Строительство дороги в низине

Каменные мосты

Если маршрут дороги пересекала река, дорогу подводили к броду или строили деревянный мост. Каменные мосты в Риме появились в I в. до н. э. За строительство мостов отвечали кураторы дорог. По приказу куратора дорог Луция Фабриция в 62 г. до н. э. к острову Тиберин на Тибре в центре Рима проложили первый римский каменный мост — мост Фабричио. Опоры этого моста соединены арками, а небольшая арочная ниша в центральной опоре облегчает конструкцию и снижает напор воды при наводнении. Арки появились ещё во II тыс. до н. э. в Междуречье, но в римской архитектуре мост Фабричио — вероятно, первая постройка с арками.

Мост Фабричио. Рим. 62 г. до н. э.
Мост Фабричио. Рим. 62 г. до н. э. Длина 62 м, ширина каждой арки 24,5 м

Развитие идеи

Римляне охватили густой дорожной сетью и свои земли, и завоёванные территории, скрепив и объединив дорогами огромную империю. Общая протяжённость римских дорог в I — II вв. доходила до 300 000 км. Дороги стали разделять на категории по значимости. Важнейшие города соединяли мощённые камнем консульские дороги шириной 6 — 12 м.

Просёлочные дороги шириной около 4 м были грунтовыми или посыпались гравием. Эти общественные дороги проходили по государственной земле и содержались на государственные деньги. Частные дороги между поместьями проходили по частным владениям, их строили и содержали хозяева земель.




Поделиться ссылкой