Бипланы и трипланы

Бипланом называется самолет с двумя парами крыльев, расположенными одна над другой. По схеме биплана сооружали первые самолеты. Более того, во время Первой мировой войны (1914—1918) массово строились самолеты стремя парами крыльев —трипланы. Бипланы и трипланы за характерный внешний вид прозвали «этажерками».

Биплан

Увеличение подъемной силы

В чем идея самолетов с многоэтажным расположением крыльев? В ранние годы авиастроения не существовало двигателей достаточной мощности. Установка на самолет не одной, а нескольких (двух-трех) пар крыльев стала единственным способом увеличения подъемной силы. Такая громоздкая конструкция делала самолеты слишком дорогими в производстве. Однако иного инженерного решения в те годы не существовало.

Трехэтажные «Фоккеры»

трипланы

В течение долгого времени лучшими самолетами Первой мировой войны считались германские самолеты «Фоккер» Dr I. По конструкции это были массивные, кажущиеся неуклюжими трипланы. Однако три этажа крыльев делали их непревзойденными по маневренности. Большинство германских асов Первой мировой войны летали именно на этих машинах.

Современная схема

И трипланная, и бипланная схемы просуществовали недолго. Множество крыльев позволяло «этажеркам» совершать быстрые маневры, но для наращивания скорости они стали помехой. Чтобы понять, почему это происходило, надо познакомиться с еще одним термином — аэродинамическим сопротивлением. Это сопротивление воздуха, которое самолет преодолевает при движении вперед во время полета. Так вот «этажерки» имели слишком большое аэродинамическое сопротивление. После появления достаточно мощных и надежных авиационных моторов устанавливать крылья в несколько этажей стало незачем. Поэтому в настоящее время самолеты строятся по схеме моноплана (от греческого «монос» — «один» и латинского «планум» — «плоскость»), то есть лишь с одной парой крыльев.




Поделиться ссылкой